Кто-то из великих сказал: «Дайте мне вырвать строку из Евангелия – и я a, что Иисус Христос – еретик». Именно такой подход продемонстрировала в своей очередной статье «Что позволено Юпитеру?» Светлана Анохина, позиционирующая себя в качестве образчика безупречного художественного вкуса, который она весьма агрессивно и безапелляционно пытается навязать всем остальным.
Песнь акынши
Пошли мне, Господь, второго,
Чтоб вытянул петь со мной
Эти строки из стихотворения Андрея Вознесенского «Песня акына» пришли мне на ум во время чтения преамбулы к статье Анохиной. Но если поэт духовную жажду найти единомышленника застенчиво выразил устами некоего безымянного акына, то наша Света уже его нашла, читая критические статьи Миясат Муслимовой, от которых время от времени впадала в «экстатическое состояние». Но тут вдруг Светлане подвернулась не статья, а книга стихов М. Муслимовой «Ангелы во крови», посвящённая детям Беслана, после прочтении которой она с ходу разочаровалась в своём столь трепетно искомом единомышленнике. Бедная Света, по её собственному признанию, «осиротела» окончательно и бесповоротно. Как столь «тонко чувствующая слово» Миясат могла осквернить своими неумелыми поэтическими строчками царственный слух нашей критикессы. Да и вообще, «честно говоря, я просто не понимаю, как о Беслане можно писать», – восклицает Анохина, обвиняя Миясат во всех мыслимых и немыслимых литературных грехах. И тему-де она эту выбрала, как индульгенцию, «продуманно» (читай, как стартовую площадку для получения будущих премий). И строчки-де у неё попадаются «с откровенно одесскими интонациями» (далее идёт длинный перечень действительно неудачных строк, грубо вырванных из контекста). Но главное – тон нашей акынши. Менторский, почти с царскими замашками: «Мы, Екатерина Вторая…». Чего стоит только эта бесподобная фразочка: «Мне рассказывали, что Миясат Муслимова и раньше пописывала стишки…». Как по-императорски пренебрежительно. Неистовый Виссарион, то бишь Белинский, просто отдыхает. Скорее, такой тон напоминает обвинительные речи печально знаменитого сталинского прокурора Вышинского.
«Всё, что не нравится тебе, то, значит, плохо»
Книга «Ангелы во крови» была напечатана небольшим тиражом по инициативе Союза писателей Дагестана в издательстве «Дагестанский писатель» к третьей годовщине трагедии в Беслане. Весь тираж (всего 100 экземпляров!) автор раздала бесланским матерям. По просьбе тех, кому не досталась книга, М. Муслимова допечатала ещё 200 экз. в издательстве «Эпоха». И говорить о книге как о наборе неумелых и бессвязных поэтических конструкций не просто бестактно, но и непрофессионально. Впрочем, так же, как ни к селу ни к городу иллюстрировать свой материал огромной фотографией М. Муслимовой, как будто предметом обсуждения является не книга, а внешность автора. Литературный критик, если он таковым себя считает, обязан говорить не только о недостатках, но и о достоинствах любого рассматриваемого им художественного произведения. А если он сознательно акцентирует внимание только на отдельных неудачах, выплёскивая младенца с грязной водой, то делает это преднамеренно. По злому умыслу или по чьему-то заказу. Что так модно нынче.
Думаю, то, что эта книга была написана в порыве сострадания к чужой боли, Свете и вовсе неведомо, ведь она высказывается о творчестве так: «Во-первых, хочу. Во-вторых, умею. А ещё мне нравится выпендриваться».
Уж как тут понять человека, который желает не выпендриваться, не получать премии, а просто сострадает – и не по телевизору, как многие, а едет в Беслан, встречается с матерями, годами переписывается с ними, звонит, утешает. И пишет стихи об их детях и от имени их детей: «Не донёс, не спас – и я крылами/ Подхватила Тело на весу…/ Верую в детей. И облаками/ Их в обитель Бога донесу./ Не кори, Дитя, молчаньем строгим./Бог с очей твоих слезу сотрет,/Сказаны слова Господни многим:/Кто страдает, тот Меня найдёт».
И это тоже Миясат Муслимова. Монолог Смерти, которая порой милосердней жизни. И таких хороших строк, искренних интонаций в книге немало. Их просто надо захотеть увидеть. Я думаю, многие русские поэты написали в те дни стихи о детях Беслана. Хорошо ли, плохо ли – это уж в меру таланта. Главное, от души, которая всё же «обязана трудиться», а не выпендриваться.
P. S. Справедливости ради скажу, что в статье Светланы Анохиной немало дельных замечаний. Вот только тон не по делу. Какой-то высокомерно-поучительный, даже карательный. Прямо так и хочется запеть песенку Буратино: «Поучайте лучше ваших паучат». ]§[
- 15 просмотров