– А чё за выставка? – «Петро…» чего-то там. Ну, типа фотки камней. – Чё??? Лучше б меня сфоткал!
Может, Камиль Чутуев и «сфоткал» бы этого дивного юношу. Может, запечатлел бы в назидание потомкам его низкий лоб, масляную редкую чёлку, его надбровные дуги и спортивные штаны с мотнёй на уровне колен. Вполне вероятно, что Чутуев сумел бы даже в ЭТОМ и сам разглядеть, и другим показать какие-то симпатичные черты, за агрессией обнаружить растерянность, за дикостью – первобытный восторг перед жизнью. Но на сей раз молодому человеку не повезло. Потому что главным героем новой Чутуевской фотовыставки, открывшейся во вторник в «Первой галерее» стал Камень. Оттуда и название – «Петрографика». Ведь «petrа» – если вдруг кто случайно не помнит, забыл если – в переводе с греческого как раз «камень» и есть.
А вот тут автор, как говорится, начинает буксовать. Трудно ему, автору. С одной стороны, есть сама чутуевская выставка с удивительными фотографиями, на которых центральный элемент – петроглифы. То есть выбитые на поверхности камня антропо- и зооморфные фигурки, лабиринты всякие, солярные знаки, раскрытые ладони, кресты и прочие символы. Тут можно говорить бесконечно долго, восхищаясь давно умершими мастерами и тем, как тонко, как верно, как безупречно они чувствовали линию. А можно отдать должное и самому Чутуеву, который, объездив аулы Дагестана, всё это раскопал, обнаружил вкрапления древних камней в позднейшей кладке и согрел их своим видением, своим зрением, отчего они сделались не иллюстрацией к диссеру по этнографии, а самоценными работами фотохудожника. И тут уж хочешь не хочешь, а поневоле заговоришь о патрио… да нет, просто о любви. Но, как ни странно, есть и другой взгляд, другая точка зрения.
Как-то в нашей, казалось бы, сплочённой редакционной команде разгорелся вдруг жаркий, можно даже сказать яростный спор. Поводом послужили взорванные афганскими талибами статуи Будды. «Нельзя! Преступление против общей культурной памяти, против истории всего человечества!» – кричали одни. «Надо, необходимо! Чтобы не было соблазна язычества, чтоб не поклонялись идолам!» – кричали другие. Разнял нас только главный редактор, напомнив, что статуи – статуями, талибы – талибами, а номер должен быть сдан в срок. И всё вроде бы затихло, устаканилось, как вдруг – чутуевская выставка и, соответственно, рецидив.
Кто бы мог подумать, что вокруг древних рисунков на древних камнях могут разгореться такие страсти! Кто бы мог представить, что прозвучат слова: «Языческие, говоришь, знаки? Все стесать! Убрать все!». И это в республике, которая день и ночь твердит о памяти, традициях и славных предках, которые, кто бы сомневался, были и мудрее, и сильнее, и ростом выше, и в плечах шире, и, конечно уж, намного нравственнее нас.
Нет, понятное дело, это всего лишь частный случай, но он отражает общую тенденцию. Достаточно заглянуть на черновиковский форум, чтобы в этом убедиться.
Мы, оказалось, все забыли! Забыли намеренно, целенаправленно, проделав определенную внутреннюю работу. Мы не помним ни про греческий, ни про какой другой язык, ни про себя самих, ни про свою историю. Не только не помним, но и слышать про нее не хотим. Выбрали для себя отдельный отрезок этой самой истории, тот, который больше устраивает, а все остальное (чтоб не будоражило, мысли крамольные не внушало) отсекли. И когда нас к ней вдруг возвращают, – протестуем, не узнаем, отталкиваем обеими руками – «не наша история!». И тут Чутуев нам, конечно, мешает. Если бы он ограничился фотографиями мудрых детей и стариков с детскими глазами, унцукульской орнаментальной насечкой, восхищенным и любовным взглядом на родные сакли и знакомый изгиб петляющей между ними улочки, эту историю мы бы приняли.
Так нет же! Как это бестактно, как несвоевременно, как политнекорректно с его стороны взять и сунуть людям прямо в нос эти свои снимки! Еще бы татуировки наших горянок заснял! Ведь они напоминают о доисламском, то есть христианском или – страшно сказать – языческом периоде истории Дагестана! О том, что наши предки жили по своим законам, нравится нам это или не нравится. Будь мы взрослее или мудрее – могли бы восхититься, потому как эти чутуевские портреты Камня, по-другому и не скажешь, действительно прекрасны.
Но мы такие, какие есть, и фотовыставку Чутуева потому воспринимаем как апокрифы. С недоверием и опаской. Ну нельзя же, в самом деле, ворваться в респектабельное семейство, которое обзавелось и старинными фамильными портретами с еще непросохшей краской, и шикарным генеалогическим древом, отсылающим к Плантагенетам, с радостной вестью, что нашлись в архивах упоминания об их пра-пра-прадеде, который, оказывается, торговал хурмой на рынке! То есть ворваться, конечно, можно, но вот рассчитывать на теплый прием…
Впрочем, что грузиться невесёлыми мыслями! Тем более что всегда же остается, что снимать, о чем писать, что рисовать – ну вот хотя бы тот самый юноша с низким лбом, масляной редкой чёлкой и в спортивных штанах с мотнёй на уровне колен. Он-то уж точно ничью память, ничью историю не оскорбит. ]§[
- 3 просмотра