[ play ]

Здесь её не ждали, не считали дни до выхода официального релиза. Она явилась незваной гостьей на моём компьютере и тихо и скромно заняла своё место среди любимых игр...

Разрешите представить: Rome – Total War

Рассвет, лёгкая дымка поднимается со вспаханных полей, аккуратные шеренги воинов, застывшие на густой траве, вселяют трепет и восхищение. До боя остаётся несколько минут. Глаза видят нечто такое, во что мозг отказывается верить. Когда гигантские армии сталкиваются, отчётливо понимаешь – это и есть игра-мечта, которой предшествовали самодельные карты для Warcraft II с пёстрой массовкой, сумбурные потасовки в Age of Empires и «Казаки» с формациями...

Хочешь мира – готовься к войне...

В первую очередь обращает на себя внимание тактика ведения боя, здесь разработчики постарались на славу, открывая новые границы, перейдя Рубикон. Теперь ведение битвы приобрело огромную реалистичность, давая игроку новые возможности. Педантичность подхода ребят из The Creative Assembly поражает.

Воин с копьём наконец-то получил не условное преимущество перед кавалерией, а заметное визуально. Ощетинившись, такие солдаты превращаются в чрезвычайно трудную цель, если атаковать их с фронта. Нападающих они стремятся держать на почтительном расстоянии, а особо резвых поражают мечами. Но стоит охватить такую формацию с флангов или ударить в тыл, как грозная тактическая единица разбегается врассыпную, становясь добычей кавалерии.

Битвы лишились схематичности. При планировании приходится принимать во внимание возможности всех родов войск – здесь нет сильных и слабых. При создании мощных ударных группировок тяжеловооружённых пехотинцев следует помнить о непосредственной поддержке лёгкой и средней пехоты. Без надёжной защиты тыла и флангов неповоротливые воины сразу же попадут в лапы солдат, не брезгующих окружением.

Наконец, впервые на экране – слоны во всей их красе! Огромные экзотические животные, осёдланные лучниками, вносят в стройные до их вмешательства ряды разброд и шатания. Разрезая стройные шеренги ледоколом, они активно пинаются ногами-тумбами и поддевают нерасторопных на бивни, усиливая атмосферу.

Отдельная тема – осада крепостей и укреплённых лагерей. Осада в Rome – произведение искусства. Ничего похожего в мире компьютерных игр мы ещё не видели. Впечатляет солидный арсенал осадных средств и приспособлений: лестницы, катапульты, баллисты, осадные башни, тараны и т. д. Причём все они наделены собственной командой. Солдаты честно карабкаются по лестницам, взбираются на этажи осадных башен, натягивают канаты катапульт и толкают брёвна таранных устройств. А осаждённые обливают их кипятком и осыпают стрелами. По сумасшедшей динамике и правдоподобности происходящее не имеет аналогов.

И ещё...

Война – стержень, вокруг которого вращается Rome. Однако помимо силовых методов решения проблемы есть и другие рычаги влияния. Стратегический режим изменился до неузнаваемости. Дело даже не в трёхмерной глобальной карте, а в отходе от былой схематичности и условности. Армии не шагают по хексам, как раньше, занимая в каждый ход определённую область, а обладают полной свободой передвижения в рамках доступного количества «action points».

Новый движок рассчитывает как направление атаки, так и местность. Напав с моря на противника, находящегося в лесу, вы увидите соответствующий пейзаж в тактическом режиме. И это не прихоть, а необходимость, ведь разработчики с педантизмом отнеслись к особенностям всех родов войск.

Народное хозяйство в Rome представляет собой упрощённую экономическую систему Civilization. Благодаря отличному интерфейсу управление городами элементарно. Экономические возможности провинций расширяются путём строительства портов, дорог, шахт, улучшения земледелия, а также за счёт торговли.

В стороне от активной социальной политики остаться не удастся. Для увеличения налоговых поступлений необходим прирост населения, а нормальные люди не хотят жить в городе без бань и водопровода. И даже такая простая конструкция не требует от нас постоянного участия. Все владения можно раз и навсегда отдать в распоряжение ИИ, установив производственные приоритеты, и позволить органам самоуправления определять размеры собираемых налогов. Игрок сам выбирает стиль игры.

Война – политика иного рода...

Неотъемлемую роль в жизни государства играет и политика. В такой, казалось бы, насквозь милитаризированной игре, как Rome, работает эффективная система дипломатии. Снующие повсюду работники МИД заключают мир, альянсы и торговые контракты, настаивают на контрибуциях или предлагают дань. Дипломатическое маневрирование важно и потому, что правящий Римом сенат вряд ли одобрит самовольные действия против своих союзников – часто приходится прислушиваться к мнению правящей правительственной партии. Выполнение заданий сенат стимулирует денежными суммами или армейскими подразделениями.

Развито также организованное сообщество шпионов и наёмных убийц. Присутствие последних обусловлено с тем, что институт «героев» в игре по-прежнему силён, поэтому индустрия их планомерного истребления должна быть чётко отлажена. Шпионы обладают неплохим арсеналом для получения информации о размерах и передвижениях вражеских армий. Допустим, предательски проникнув за стены неприятельского замка и подкупив стражу, рыцарь плаща и кинжала распахнёт ворота перед армией своего правителя, затеявшего осаду. Знакомый сюжет... ]§[

Номер газеты