Новый закон призван очистить польские города от советских памятников. Сегодня подробности законопроекта представит министр культуры, но потребуются консультации.
Новых предписаний ждут не дождутся члены силезского общества «Поколение», которые хотят поставить в центре города Катовице, на постаменте, освобождённом от красноармейца, статую американского президента Рональда Рейгана.
«То, что мы всё ещё ухаживаем за символом нашего порабощения, – просто скандал», – считает Пшемыслав Миськевич, бывший оппозиционер и деятель Независимого союза студентов. Бурю эмоций вызывает и бетонный обелиск, стоящий в Шамотулах. Разрушающаяся пирамида увенчана пятиконечной звездой. В центре – табличка с сентенцией по-польски и по-русски: «Вечная слава погибшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины».
«Эта надпись меня просто бесит. Какая это «наша» родина для русских? Это должно было показать, что они здесь чувствуют себя как дома», – говорит возмущённый пожилой мужчина, присевший рядом с монументом. «Он должен исчезнуть хотя бы по той причине, что он такой уродливый», – добавляет другой житель Шамотул Войцех Осиньский.
Подобного мнения придерживается член городского совета Варшавы от партии «Право и справедливость» Станислав Войтера, который борется за снос памятника польско-советскому боевому братству.
«Памятники ставятся героям, а не захватчикам», – говорит Войтера. С 1945 года монумент стоит в Праге, районе Варшавы, на оживлённом перекрёстке улицы Тарговой и аллеи Солидарности. Он мешает трамвайщикам, которые на его месте хотели бы построить новую остановку.
«Пассажиры толкаются на узком островке. Под трамваи уже попало несколько человек, а эта уродина блокирует реконструкцию перекрёстка», – говорит пресс-секретарь объединения «Варшавские трамваи» Войцех Шидловский.
О переезде договорились
Члены городского совета Варшавы предлагают перенести памятник на территорию кладбища советских солдат на улице Жвирки и Вигуры, ведущей к столичному аэропорту. За последние полтора десятка лет подобное переселение пережило много советских памятников.
«Значительное большинство было ликвидировано в первой половине 90-х годов», – говорит Анджей Пшевозник, секретарь Совета охраны памяти о борьбе и мученичестве. По его мнению, россияне не бунтуют, когда поляки ликвидируют обелиски в форме красной звезды, таблички с серпом и молотом и фигуры советских солдат, потому что по всем решениям с ними проводятся консультации.
«Органы местного самоуправления готовят документацию, которая направляется к нам. С готовыми документами мы обращаемся к российской стороне, встречаемся и определяем детали переезда», – говорит Пшевозник.
Только в этом году россияне согласились, в частности, на перенос памятника в Сувалках, а также на ликвидацию памятника и перенос целого кладбища в Костшине.
«Мы должны общаться с россиянами и избегать конфликтов, потому что только таким образом мы быстро избавимся от коммунистических символов», – говорит Пшевозник.
Но есть и такие, кто не может себе представить, что с улиц исчезнут монументы «made in СССР». В Домброве Гурничей против ликвидации двух памятников Красной Армии протестует 80-летний Мариан Инделя, секретарь общенационального исполнительного комитета Коммунистической партии Польши. «Помню то чувство радости, когда советские солдаты входили в наш город. Я плакал, как ребёнок», – вспоминает он.
Сносить памятники не спешат и члены городского совета Нового Сонча. В 1992 году было решено перенести останки советских солдат вместе с памятником на местное кладбище. Однако это решение не выполнено до сих пор. «Сейчас передо мной стоит множество более важных проблем», – говорит в интервью нашей газете мэр Нового Сонча Рышард Новак («ПиС»).
Кто за, кто против
Серая глыба с красной звездой не мешает Пшемыславу Фонфереку, вице-председателю городского совета Шамотул. «Этот памятник врос в городской пейзаж. Может, он некрасив, но он никому не мешает. Мы сами решим, какие у нас будут стоять памятники, что до того правительству?», – говорит Фонферек.
С другой стороны Нотецкой пущи, по дороге на Любаш, стоит памятник польским и советским парашютистам. У памятника всегда свежие цветы. Томаш Каминьский, 28-летний шеф подкарпатского отделения Союза левых демократов, по-философски объясняет, почему советский сувенир – памятник Благодарности Советской армии – должен остаться в центре города (Жешува. – Прим. пер.). «Это символ истории, а её нельзя менять в зависимости от взглядов», – говорит он.
Но большинство жителей Жешува охотно избавилось бы от кошмарного обелиска. «За что нам быть благодарными? За то, что, когда здесь стояла Красная Армия, НКВД убивал поляков?» – недоумевает глава Подкарпатского союза пилсудчиков Анджей Казьмерчак.
«Rzeczpospolita» (Польша)
7 мая 2007 ]§[