Председатель исламского комитета России Гейдар Джемаль готовит от имени российских мусульман открытое обращение к президенту Дмитрию Медведеву. Это вызвано тем, что, как заявляет Джемаль, мусульмане России выбраны политологами на роль внутреннего врага и подвергаются преследованию.
По словам Джемаля, отечественные мусульмане выдвигают пять требований. Они требуют доступа в политическую жизнь России.
Они также требуют свободных выборов в мусульманских республиках, допуска мусульман к СМИ, пересмотра политических дел против мусульман и прекращения позорной практики запрета на мусульманские книги.
Если преследования продолжатся, на Кавказе могут развернуться масштабные военные действия, а Россия окончательно потеряет мусульманскую часть страны, предупреждает Джемаль.
Политики, на мой взгляд, делятся на две категории. Одни говорят от себя. Другие – непременно от имени всего трудового коллектива, всех металлургов или, к примеру, всех мусульман. Кстати, Гейдар Джемаль – шиит, а большинство российских мусульман – сунниты. Конечно, мы все произошли от Адама, но как-то странно, если от имени российских христиан выступит католик.
Совершенно очевидно, что Россия не может согласиться на выделение квот для партии, представляющей мусульман, или буддистов, или православных, или швей-надомниц. Другое дело – партии, претендующие на то, чтобы выражать интересы именно мусульман. Такие партии можно создавать сколько угодно, да их и создают.
Классическим примером подобного политического продукта может служить Исламская партия России, позднее переименованная, для сохранения аббревиатуры, в «Истинных патриотов России». «Патриоты» были укомплектованы в основном лезгинами, так как партия принадлежала бывшему прокурору РД лезгину Имаму Яралиеву. На последних выборах в НСРД она была сдана в аренду вместе с коммунистами и СПС мэру Махачкалы Саиду Амирову. Политические продукты подобного рода создаются в изобилии, но пользуются нулевым спросом.
Утверждение о том, что в России мусульмане есть часть «образа врага», – крайне сомнительно. Из мусульман врагов не лепят, и даже наоборот: когда Владимир Путин едет в мусульманскую страну, чувствуется, что тоном переговоров с Востоком в Кремле всегда довольны больше, чем тоном переговоров с Западом.
То, что в России и тем более на Кавказе преследуют мусульман, – неправда. Зайдите в любую из сотен мечетей Махачкалы – и вы увидите во время пятничного намаза тысячи людей. Их никто не преследует. Преследуют тех, кто исповедует реформированный ислам, в просторечии – ваххабитов.
Понятно, что люди, которые приезжают из Сирии или Египта с глубоким знанием Корана или самостоятельно читают его переводы, думают о своём месте в мире, бросают пить и курить, помогают соседям и оказываются при этом не согласны с традиционными имамами и устазами, – это не мятежники против государства. Смешно думать, что тот, кто перестал пить и курить, делает это ради свержения Путина. Где Путин и где Аллах?
Но так же неправда и то, что ваххабизм – это исключительно мирная религия тех, кто «просто молится по-другому». Во-первых, слишком многие российские ваххабиты, начиная с основоположника этого направления в нашем Отечестве Багаудина Кебедова, прямо провозглашали, что их задача – убийство неверных, что земля Кавказа когда-то была землёй ислама, а стало быть, на ней идёт оборонительный джихад, а оборонительный джихад есть фарз’айн, то есть индивидуальная обязанность каждого мусульманина, для выполнения которой не надо спрашивать ни позволения родителей, ни позволения кредиторов.
Во-вторых, у ваххабизма есть, по крайней мере, одна неприятная идеологическая особенность. Ислам удивительно терпим к различным своим направлениям. На Северном Кавказе раньше никто не слышал, чтобы представители ханифитского мазхаба говорили про шафиитов, что те – не мусульмане, чтобы суфийские ордена не признавали друг друга. Последователи великого чеченского устаза Кунта-хаджи, грубо говоря, вертятся по кругу во время зикра (поминального обряда), а аварцы не вертятся – ну и что? Они из-за этого не называют друг друга мунафиками (лицемерами).
Не то ваххабиты: возьмите мирнейшего, спокойнейшего из них – и обязательно услышите, что последователи Кунта-хаджи или мюрида Саида-афанди Чиркеевского – это язычники, что традиционные ленточки на могилах шейхов – это «ширк» (суеверие), что шесть ракаатов во время намаза – это «бида» (нововведение), что все, кто молится не так, как они, – муртады и мунафики.
Для светского государства, каким является Россия, обсуждение вопроса о религиозных догматах реформированного ислама не имеет смысла. Понятно, что если «доставать» любого мусульманина на Кавказе, ваххабита, не ваххабита, он возьмётся за оружие, потому что мусульманин – он вообще-то не буддист.
Понятно также, что в теологическом споре между исламом традиционным и реформированным наше государство заняло сторону традиционного ислама. Вот это очень большая проблема. Но это не проблема преследования мусульман, как об этом заявляет Гейдар Джемаль.
Хотела бы я посмотреть на того, кто в России будет преследовать истово верующего Рамзана Кадырова. Никто не преследовал и моего покойного знакомого Арипа Алиева, начальника Буйнакского РОВД, который был убит боевиками после нескольких покушений и который сам доставал ваххабитов отнюдь не только как милиционер, но именно как фанатичный суфий, явно используя служебное положение для вколачивания в население личных религиозных убеждений.
Ещё раз: это проблема преследования части мусульман в пользу другой части.
«Ежедневный журнал»
4 июля 2008
Номер газеты
- 22 просмотра