В целях объединения духовного образования руководство Дагестана не раз озвучивало идею преобразования всех имеющихся исламских университетов в один большой. В редакцию пришло письмо (см. на 7 стр.), адресованное Президенту Дагестана Муху Алиеву, авторы которого выражают аргументированное несогласие с такой позицией власти.
В последнее время очевидной становится нехватка специалистов в области религиозного просвещения. Не в той её части, когда нужно определить день начала или окончания поста (хотя и с этим из года в год бывают проблемы), и даже не в той, как правильно прочитать заупокойную молитву. Проблема приобретает реальные черты, когда по одному из местных телеканалов человек в тюбетейке, отвечая на вопрос зрителя о сути разрешённого в исламе многожёнства, отождествляет мужчину с болтом, на который можно накрутить несколько гаек. Очень остро вопрос некомпетентности дагестанских богословов встал в связи с возрастающим интересом к исламу у нынешнего поколения молодёжи. Не находя ответов на возникающие вопросы, одни устремляются в интернет, вторые выезжают на учёбу за рубеж, третьи идут к неофициальным наставникам. Хотя кто сказал, что духовное лицо может быть официальным? (Конституция России определяет страну как светское государство, ни одна из религий в которой не может быть признана государственной и которое не может передавать функции органов власти какой-либо религиозной организации.)
Такие «подпольные» наставники играют определяющую роль в формировании вероубеждения молодого человека. И оно не всегда оказывается соответствующим исламу в его истинном понимании.
Группы
Пророк Мухаммад, как следует из достоверного хадиса, предрёк разделение мусульманской общины на 73 течения. Исповедующих ислам дагестанцев можно дифференцировать по следующим группам.
Группа А. Традиционная. Отличительной особенностью данной категории является наличие духовного лидера-наставника. Причём лидер этот, вопреки канонам ислама, выбирается не общиной, а получает титул от предшественника. Согласно их убеждениям, такая традиция восходит к пророку Мухаммаду. Хотя доподлинно известно, что после смерти пророка правителя (Абу Бакра) избрала община мусульман. По мнению мусульман этой группы, их наставник обладает сокровенными знаниями в области религии, а также сверхъестественными способностями. А поэтому они не пытаются углубить свои знания. Ведь всегда можно получить ответ на интересующий вопрос у своего лидера. Лидер, в свою очередь, обещает заступиться за своих последователей в Судный день. Многие из них блестяще читают Коран, однако такое же большинство может не знать его перевода. В силу этого ислам для них – скорее комплекс религиозных обрядов, нежели образ жизни. Скептически относятся к представителям других групп, но лояльны к власти. Более того, среди высших должностных лиц республики немало последователей группы. Однако беспрекословное подчинение группы своему предводителю может повлечь непредсказуемые последствия для властей.
Группа В. Лесные братья. Группа верующих, избравшая своей целью вооружённое противостояние действующему конституционному строю. Состоит в основном из молодых людей, имеющих базовые знания об исламе. Причины, толкнувшие их уйти в подполье, различны. Одних безосновательно преследовали правоохранительные органы, другие по вине тех же правоохранительных органов потеряли близких, либо свою собственность. Не пытаются отстоять свои интересы законными способами. Либо пытаются, но в силу коррупционности судебной системы часто ущемляются в правах. Озлобленные, они уходят в лес, где находят единомышленников. Идеологическая подготовка таких людей осуществляется опытными инструкторами-идеологами, порой иностранцами. Такие наставники, имея обширные познания в религии (равно (даже в большей степени) как и в психологии, нейролингвистике, психосоматике и т. п.), пользуясь непросвещённостью подопечных, делают упор на пропаганду священной войны (джихад) против государства «неверных». Идеологической базой для такого призыва выступают однобокие толкования Корана. Джихад для группы этих мусульман стал самоцелью. Война ради войны.
Группа С. Ислам-light. Английское слово «лайт» в данном случае означает не «свет», а «облегчённый». Группа людей, для которых ислам ограничивается пятикратной молитвой, двумя праздниками, постом и хаджем. Чтобы утверждать, что представители данной группы выполняют пять столпов ислама, нужно знать, выплачивают ли они религиозный налог – закят. Однако при имеющейся возможности делают это немногие. Обычно это люди, которых ещё с детства обучили намазу старшие родственники. Что не мешает им совершать порицаемые религией действия, например, нецелевое расходование бюджетных средств или воровство. В большинстве своём они не только не стремятся к дальнейшему изучению ислама, но даже могут не знать значения исполняемых ритуалов. Часто именно эта группа куёт кадры для группы А.
Группа D. Практики. Мусульмане, для которых ислам стал образом жизни. Люди этой группы стремятся увеличить свои познания в религии. Исламские идеи для них в жизни определяющие. Эти верующие воспитывают, в первую очередь, свою семью в духе ислама. И ведут джихад, но только со своими страстями. Однако это не отшельники с длинными бородами, отрешённые от реальной жизни. Религия не мешает им вести светский образ жизни. Как правило, они хорошо образованны, интеллектуально развиты и трудоустроены. Представители этой группы работают в органах государственной власти, занимаются регламентированной исламом предпринимательской деятельностью. Значительная их часть продолжает обучение за рубежом. Именно к этой группе относятся так называемые новообращённые мусульмане, то есть русские, принявшие ислам. Во времена Госсовета РД представители группы подвергались гонениям и репрессиям, вследствие которых многие из них присоединились к группе В. Президент РД не раз призывал правоохранительные органы не стричь всех под одну гребёнку, что дало некоторую свободу представителям этой группы. Президент Путин тоже лояльно относится к ним, доказательством чему может служить его визит в Саудовскую Аравию, где подобная идеология является государственной. Отметим, что в делегацию РФ тогда входил и депутат НС Абусупьян Хархаров, который, по некоторым данным, – приверженец группы А. В спорах с представителями группы А сдержанны и оперируют только известными им достоверными фактами.
Разногласия
Представители групп при личных встречах часто дискутируют на тему религии. Первые упрекают вторых в неправильном исполнении обрядов. Вторые третьих – в неверном толковании Священного Писания. При нехватке аргументов в ход идут взаимные оскорбления, такие как мунафик – лицемер, мушрик – многобожник, фасик – нечестивец, джахиль – невежда. Нередко дискуссии перерастают в конфликты с применением силы.
Образование
В Дагестане представители вышеперечисленных групп стремятся организовать учебные заведения, через которые могла бы осуществляться пропаганда. Учебные заведения, организованные группой А, являются наиболее многочисленными. Поступают в них представители той же группы А, а также группы С. Упор в образовательном процессе делается на заучивании Корана, изучении арабского языка, а также поверхностном изучении исламских наук, которые позволяли бы выпускникам вуза ответить на наиболее часто задаваемые обывателями вопросы. Такие вузы выпускают тех же представителей группы А. Преподаватели, как правило, являются выпускниками этих же учебных заведений.
Существуют и немногочисленные учебные заведения, организованные людьми группы D. В них образовательная программа напоминает облегчённую версию программ ведущих исламских вузов Ближнего Востока. Штат такого учебного заведения в основном составляют преподаватели-выпускники вузов Сирии, Египта и Саудовской Аравии. Упор делается на изучении правил толкования Корана, исламского права, хадисоведение, сиру (изучение жизни пророка Мухаммада). Ряд общественных дисциплин присутствует, но не пользуется популярностью среди учащихся. Выпускники таких вузов успешно реализуют себя не только на поприще служения культу, как и выпускники учебных центров группы А.
Наиболее привлекательным с точки зрения получения исламского образования в оригинале выглядят учебные заведения стран уже упомянутого Ближнего Востока. Достаточное количество от общего числа учащихся этих вузов составляют дагестанцы. Такие вузы разбиты на факультеты, а поэтому студент получает профильное образование, основанное на исламских ценностях. И не обязательно, что специальность связана с религией. Университеты включают в себя медицинские, социологические, политологические и другие факультеты. Однако, помимо влияния университетской среды, наши земляки ощущают и общую волну исламского настроения на Ближнем Востоке. А это стремление к джихаду, ненависть к евреям, построение исламского государства путём применения силы. Такое влияние не проходит бесследно, и идеи крепко сидят в головах выпускников по их возвращении на родину.
Конкуренция образовательных процессов
Муху Алиев, а также Духовное управление мусульман Дагестана неоднократно выступали против оттока молодёжи на учёбу в другие государства. Очевидно, что требуется создание вуза, который смог бы конкурировать с вузами иностранными. Реорганизация существующих учебных заведений будет малоэффективной, так как получившийся вуз не претерпит каких-либо изменений в части образовательной программы, а отсутствие конкуренции и вовсе приведёт к её упадку. Таким образом, необходимо создание совершенно нового вуза, аналога которому нет не только в Дагестане, но и в России. Им должен стать мультифакультетный исламский вуз. Качественно новая образовательно-методологическая программа должна быть если не скопирована с программ ведущих вузов исламских стран, то максимально к ней приближена. Чтобы поставить учебный процесс, следует пригласить зарубежных преподавателей, которые были бы рекомендованы общепризнанными исламскими учёными и деятелями. В дальнейшем преподавательский состав будет пополняться из числа выпускников заведения. В вузе при приёме, а также последующем процессе образования следует проводить жёсткую селекцию студентов. К примеру, на второй год обучения должны переходить студенты, имеющие только хорошие и отличные оценки. Обучение должно проходить как на русском, так и на арабском языках с учётом многогранности ислама как религии. Факультет международных отноше ний, например, позволит готовить дипломатов-специалистов по странам исламского мира. В свою очередь всем ныне действующим исламским университетам придётся повысить качество обучения. А здоровая конкуренция, диспут и полемика образовательных программ приведут к постепенному сглаживанию противоречий между группами мусульман и смягчению воинствующих настроений. ]§[
- 8 просмотров