Усилиями отдельных людей, принадлежащих к избранной касте коллекционеров, создаются уникальные коллекции произведений искусства, многие из которых могли бы затеряться на полках истории и кануть в Лету, если бы им не посчастливилось попасть в поле зрения человека, наделённого вкусом, любовью и интуицией.
Никогда не забуду изумлённых и подавленных французов на выставке, посвящённой 150-летию со дня рождения коллекционера Сергея Ивановича Щукина в Музее изобразительных искусств им. Пушкина.
Как могло такое произойти, что «золотое» собрание работ их соотечественников, великих художников-импрессионистов и постимпрессионистов, новаторов и революционеров в живописи, оказалось не на родине, а в России?! Лучшие произведения Ван Гога, Тулуз-Лотрека, Матисса, Ренуара, Дега, Руссо, Моне, Сезанна, Гогена, Пикассо украшают не Лувр, а Пушкинский музей и Эрмитаж. Весь мир едет в Россию, чтобы увидеть шедевры мировой истории искусства, которые являются таким же золотым запасом нашего государства, как месторождения нефти и газа. Потому что картины этих художников являются самым дорогим и самым ярким искусством ХХ века.
А всё до банального просто. Предмет нашей национальной гордости – это частная инициатива обычного человека. Хотя нет, коллекционер – человек необычный по своей природе.
Опережая время, Щукин привёз в Россию новое искусство и стал просветителем, показывая новое на родине. Со временем своё собрание из 256 картин французских художников он намеревался передать городу. Но сразу после революции все эти бесценные полотна, которые собирались два десятка лет, с большой любовью, самоотверженно и неистово, вопреки, мягко говоря, общественному непониманию и неодобрению, на приобретение которых были затрачены огромные финансовые средства, душевные и интеллектуальные усилия, были в одночасье национализированы (читай – отобраны!!!) новой властью, грубой и фанатичной, без обратных обязательств, без понимания значительности явления и без заслуженной благодарности…
А есть и такая мировая практика. Коллекционер обозначает условия и передаёт на постоянное хранение свою коллекцию музею или галерее. Один из таких примеров – Музей Сальвадора Дали в городе Санкт-Петербурге штата Флорида в Америке. Супружеская чета на протяжении всей жизни приобретала работы художника. Когда численность работ и страховка по их хранению достигли солидных размеров, коллекционеры приняли решение о передаче собрания не детям и родным, а городу (!), если город построит отдельное здание для их коллекции.
Сейчас это второй по собранию (93 живописных и 200 графических работ) музей Дали, первый – на родине художника в Испании. Весь мир приезжает в этот небольшой американский город, чтобы увидеть великого Дали! Имена, портреты коллекционеров и история собрания музея размещены в первом зале, на самом видном месте. Это очень впечатляет, поверьте.
Две великие страны, две великие коллекции, две непохожие судьбы.
Номер газеты
- 6 просмотров