С некоторых пор мой город монотонно выплёвывает меня из своего тела как нечто инородное и не особенно нужное. Когда пришло осознание этого, я уже давно жила закапсулированная в своей зоне комфорта и выходила из неё в мой-чужой город, прячась под тёмными очками. Ощущение, что мой город мутирует, пришло, когда я стала вглядываться в лица людей, которые в нём живут. ЧУЖИЕ.
Мой город болен. Он стал некрасив и даже уродлив, загромождаемый всё новыми и новыми зданиями и постройками, бесцеремонно вторгающимися в городской ландшафт, уничтожая то, что называется духом, атмосферой и архитектурой. Он стал напоминать нелюбимое дитя, наспех одарённое дорогой игрушкой.
Такое происходит, когда в город приезжают чужие люди, те, которые в нём не родились и не выросли, «политические» и «экономические» эмигранты. Для многих из них мой город – это просто место на карте со своими персональными интересами, а не живой организм, в котором нужно не только жить, но и быть причастным. Домовладения и городской прописки для этого недостаточно. Нужно ещё заслужить статус гражданина своего города, заслужить моральное право ходить по его улицам, качественно проживая вместе с городом свою жизнь, становясь частью его истории. Между «Я живу в Махачкале» и «Я махачкалинец» – пропасть. Это две разные категории, два разных мышления и мироощущения, одно из которых приводит к девальвации в обществе важного исторического понятия и социально-общественного статуса – горожанин, и, как следствие, – к утрате архитектурной и духовной городской среды, без которой город – это иллюзия города.
Очередная большая миграция народов – реальность, сложившаяся из обстоятельств и желания человека повышать качество своей жизни. И это есть хорошо, но только на том основании, что, меняя среду обитания, человек должен считаться с исторически сложившимися традициями, нормами и законами данной локации. В ином случае – он инороден, маргинален и даже опасен для данной культуры. Он – разрушитель гармоничной среды, созданной годами.
Поднимаясь в горы, горожанин с уважением и трепетом ступает по земле своих предков, соблюдая традиции и ритуалы исторической территории горцев, осторожно прикасаясь к духовной и материальной среде.
Спускаясь с гор, сельский житель часто ведёт себя в городе бесцеремонно и по-хозяйски, пытаясь раздавить и разрушить городскую атмосферу, делает это с вызовом, демонстрируя силу. Это уже давно проблема и противостояние.
А более всего – это проблема роста, духовного и интеллектуального, несмотря на обилие мечетей и всевозможных филиалов высших учебных заведений. Потому что делается понарошку и по сбитой шкале ценностей.
Мой друг Мурадик Омаров сказал: «Чтобы чувствовать город, в нём нужно родиться».
Давуд Зулумханов говорит: «Из Чужого нужно делать Своего, потому что его больше не из кого делать». А вы как думаете?
Номер газеты