Свою книгу о Махачкале 1722–1921 годов кандидат исторических наук Патимат Тахнаева озаглавила «История другого города». Администрация не сразу согласилась с названием, не понимая, при чём здесь какой-то «другой город»… Однако для автора Махачкала дореволюционная и Махачкала современная – это два разделённых временем и не похожих друг на друга города…
– Что может рассказать о городе домохозяйка и мать двоих детей?
– О Махачкале сегодня принято говорить либо хорошо, либо ничего… И лишь единицы, на мой взгляд, любят её искренне. Большинство же, скорее, ненавидят, как только можно ненавидеть самого злейшего врага…
– А как же многочисленные признания, чествования, празднование юбилея?
– Это всё ненастоящее, всё имитация… Так сказать, «игра в город»… На самом деле для нас, наверное, просто не существует преемственности городской культуры, чувства «причастности к судьбе и жизни города». Махачкала воспринимается как некая среда обитания или даже выживания, а не как часть собственной культуры и культуры народа. Ведь до какой степени нужно быть безразличным или циничным к месту, где ты живёшь, чтобы строить такие безобразные памятники, как, например, Памятник русской учительнице! Этот монумент никому не нравится, и совсем необязательно быть скульптором, чтобы видеть его изъяны… Жить в нелюбимом городе, наверное, то же самое, что жить с нелюбимым человеком. Мы вынуждены терпеть наши грязные улицы, бесконечные пробки, отсутствие зелени, безвкусицу, хамство и всеобщее безразличие…
– Но человек, которому не нравится этот город, не стал бы писать о нём книгу…
– (Смеётся) А моя книга и не о Махачкале… Это история другого города, точнее, маленького провинциального городка – Порт-Петровска, в котором жили другие люди и всё было по-другому. Почитайте книгу, посмотрите фотографии того времени, и вы поймёте, что я права…
– Да, этот город не похож на современную Махачкалу…
– И неудивительно! Мы же ничего не сохранили! Ни красивейшие дома, ни улицы, ни парки… Более того, нам совершенно не интересно, что было до нас, кто и как здесь жил…К городу нужно относиться, как к человеку. Ведь есть же разница в том, как мы общаемся с чужим и близким человеком. С малознакомыми людьми мы сдержанны и холодны. Так же мы относимся и к Махачкале, не зная её и не желая знать…
– Поэтому вы обратились к истории Махачкалы?
– Отчасти да…Мне захотелось понять, с кем я, в конце концов, «живу». И неожиданно я открыла для себя, что в нашей республике нет ни одной цельной работы, посвящённой истории города. Только какие-то обрывки, наброски, слухи…Любопытство и профессионализм взяли верх: историк Тахнаева не могла бездействовать и приступила к сбору материала.
– А где вы брали литературу?
– Наверное, это везение… Потому что именно когда у меня возник интерес к истории города, я жила в Москве и имела доступ ко многим архивным источникам. Вспоминаю, как срывалась два-три раза в неделю в Публичную историческую библиотеку (в отдел дореволюционной периодики), добиралась до неё через всю Москву на метро (от станции «Полежаевская», где я жила, до «Китай-города»), а потом «зависала» там на три часа, пока подруга сидела с детьми. Период Петровской крепости города отражён, прежде всего, в серии очерков С. И. Костемеровского в газете «Кавказ» (1856–1871). На страницах дореволюционных изданий «Русский вестник», «Терские ведомости», «Русский архив», «Калейдоскоп», «Военный сборник» Петровск удивительно живой и «картинный» город. Город со своим характером и своим лицом! Очень много материала, так до сих пор, я считаю, и невостребованного, хранится в нашем архиве.
А был ли Пётр?
– На самом деле Пётр I – никакой не основатель города, и доказать это несложно. Ведь для чего он останавливался на берегу Каспия? Он шёл в Закавказье через Дагестан, предварительно известив дагестанских владетелей, что не намерен завоёвывать горские народы, у него другая цель, и он готов заплатить за право пересечь их земли. Практически все дагестанские правители пропустили Петра I, в том числе и шамхал Тарковский, во владениях которого монарх разбил лагерь на ночлег. Собственно, на этом месте сейчас и стоит Махачкала. Но не потому, что так велел великий российский царь, которому и дела-то не было до этой местности. А благодаря выгодному стратегическому положению, выходу к морю и т. д. Причиной создания города послужила активизация политики России на Северном Кавказе, что было гораздо позднее правления Петра I.
– Но если не Петру, то тогда кому мы обязаны возникновением Махачкалы?
– Ну, наверное, Александру II, который в 1857 году издал Указ об учреждении портового города Петровска… Многие видят «предшественником» Петровска старинный город Тарки. Однако после разрушения укреплений Бурной и Низовой, не выдержавших ни одну осаду горцев, на пустынном и заросшем камышом берегу Каспия построили Петровское укрепление. Когда же крепость со слободкой стали разрастаться, царское правительство выкупило у шамхала Тарковского эти земли. Исторически же и укрепление (а позже город Петровск) и Тарки сохранили свою административную целостность.
– Как я поняла, Петровск вам нравится больше. Но почему? Судя по вашей книге, это маленький неустроенный городок, в котором не было ни воды, ни элементарных условий для жизни. То ли дело Махачкала…
– Но зато в нём было куда больше честности и любви к жизни. И Петровск никогда не был «средой обитания» – это был самый настоящий живой город. Наравне с убогими рабочими посёлками существовал красивейший центр, дома которого могли соперничать не только с архитектурой Тифлиса и Баку, но и Москвы и Петербурга.
– Сегодня от памятников конца XIX – начала XX веков уже практически ничего не осталось. Та же участь ждёт и памятники 1920-х и 1980-х годов. Так, первый советский и самый почитаемый раньше «Памятник жертвам революции» (он расположен в Приморском парке) совершенно забыт и находится на грани разрушения…
– Можно, конечно, до бесконечности восхищаться старыми улочками города, поэтизировать его «трещинки». Но не в нашем случае! Всех этих «лириков» и «пафосных чиновников» я провела бы по разрушенным памятникам городской культуры и спросила: «Это и есть любимый вами город?!»
– Неужели всё так плохо?
– Я считаю, что в нашем городе хорошо живётся только тем, кто безразличен к нему и равнодушен. Кто так или иначе адаптировался к своей «среде обитания» и принял правила «игры в город». По сути, мы все соучастники одного преступления. Но… в комнате повешенного не принято говорить о верёвке. Всё будет хорошо. Наверное… ]§[
Отрывки из книги
«История другого города»:
«…Желающих селиться в городе было очень мало. В первые четыре месяца после утверждения города всего 9 человек подали прошения о причислении их к городу Петровску»…
«…К 1866 году, по данным начальника Дагестанской области князя Л. И. Меликова, число жителей Петровска достигло 1156 человек, из них «118 душ купеческого сословия и 507 – мещанского, 23 – из дворян, ремесленников – 163, просторабочих – 200»…
«…Строительство порта началось в январе 1861 года с устройства южного мола. Это важное событие было отмечено «101 пушечным выстрелом, военным парадом и празднеством населения»…
«…Цены в Петровске на привозные предметы: ржаная мука, четверть – 4 рубля 50 копеек, пшеничная, 1 сорт, мешок – 10 рублей, 2-й сорт – 6 рублей, 3-й – 5 рублей, спирт, ведро – 4 рубля 50 копеек, говядина, пуд – 2 рубля 40 копеек, свечи стеариновые, пуд – 14 рублей, сальные – 7 рублей пуд, сахар, пуд – 11 рублей, масло коровье, пуд – 7 рублей 50 копеек»…
«…Население города – дагестанцы, русские, татары, грузины, персы, армяне, евреи. Общественных развлечений в городе почти нет, за исключением клуба. Жизнь в городе носит более семейный характер и разбивается на кружки»…
«…К 1904 году в Петровске было 15 улиц: Набережная, Базарная, Садовая, Соборная, Почтовая, Персидская, Степная, Барятинская, Миллионная, Грязная, Подгорная, Нагорная, Провиантская, Тюремная и Маячная»…
СПРАВКА
Патимат Ибрагимовна Тахнаева, кандидат исторических наук.
Автор монографических исследований по истории Кавказской войны «Чох в блистательную эпоху Шамиля. 1840–1850 гг.» (Махачкала, 1997) и доисламскому периоду истории Дагестана «Христианская культура в истории средневековой Аварии в контексте реконструкции политической истории (VII – XVI вв.)» (Махачкала, 2003).
Область научных интересов – история Дагестана XIX века, городская и сельская истории, новая локальная история.
- 9 просмотров