«Представьте себе, читатель, берег моря, усыпанный однородной по тону галькой. Серое, тускло-красное, блёкло чернеющее однообразие не сможет разбудить воображение до той поры, пока мы не пойдём к кромке берега, ритмично окатываемого набегающими волнами. И тогда, если мы окажемся не просто бездумными пловцами, тогда мы увидим драгоценное сочетание разных и ярких цветов: изумруд зелёного, жемчуг белого, яхонт красного. И быть может, кто-то оглянется и пожалеет о том, что всего этого не увидел там, где твердь ещё не прикоснулась к морю» (Шариф Шукуров).
Адиль Астемиров, как любая гениальная личность, – достаточно сложный, очень требовательный к себе и окружающим человек. Он не любит, когда его творчество рассматривают, пытаются расшифровать по принципам современного психоаналитического искусствознания, через личность, характер, жизнь, быт. Он не раз подчёркивал в своих текстах и интервью, что вычленяет личностный, эмоциональный фактор из своих работ. Его работы, скорее, отражение профессионального «я».
Адиль Астемиров – знаковая, если не сказать культовая, личность в дагестанском искусстве, художник, чьё имя уже вписано в историю мирового искусства. Как новатор, обладающий не только талантом художника, но и развитым интеллектом, аналитическим философским мышлением, он привнёс и развил культуру концепта в современном дагестанском искусстве. Одним из первых в России организовывал не просто тематические выставки, а художественные проекты. В принципе, сам термин «проект» в художественном контексте был впервые использован в Дагестане именно им.
Его творчество носит осознанный, целенаправленный характер. Он разрабатывает серию из 10–12 работ, составляющую будущий проект, над которыми работает одновременно. Соответственно, проект предполагает определённую концепцию, текстовое сопровождение. Адиль пишет тексты лаконичные, но очень содержательные, не просто поясняющие, анализирующие работы, а дополняющие их. Более того, он расширяет диалектическое пространство искусствознания, хорошо владея и используя терминологию современной философии.
Безусловно, можно многое рассказать из его блестящей биографии, стоической борьбе с жизненными обстоятельствами за независимый творческий путь. Но прорывными, перевернувшими сознание художественной интеллигенции всей России, привнёсшими абсолютно новый художественно-профессиональный уровень в современное искусство, были два проекта Адиля Астемирова: «Возможный ответ» в Центральном доме художника в Москве и «Онтосимметрия» в Государственной Третьяковской галерее.
«Возможный ответ» – проект, представляющий серию работ 1989–1991 гг. Это абстрактные композиции, в которых прослеживаются стилизованные традиционные декоративные элементы дагестанского декоративно-прикладного искусства. Самые древние символы – своеобразные визуальные архетипы всех архаических культур мира. Работы выполнены очень фактурно, почти рельефно. Поверхность состоит из большого количества слоёв масляной краски, причём в композиции используются пятна с различных слоёв, за счёт чего и возникает своеобразная рельефность.
Примечательны и технические параметры работ. Во-первых, это достаточно большие форматы холстов (200х200), где автор использует приём совмещения трёх-четырёх холстов и разных форматов в одну композицию. И экспонирует эти работы, оставляя определённые зазоры между холстами, вешая их непосредственно в пространстве зала. Таким образом, композиция работы получает дополнительное художественное средство, привносящее особую динамичность за счёт мелькающих разноцветных силуэтов, проходящих с обратной стороны людей.
Концепция проекта изложена в каталоге выставки Шарифом Шукуровым, специалистом в области искусства ислама. Он написал потрясающий текст, раскрывающий суть принципов работы художника, созданный словно в соавторстве с ним, поскольку они много общались, делились идеями и духовным опытом. «Можно только постараться понять, а такое понимание, основанное на чувстве предпонимания, должно утвердиться в неспешной беседе или, вернее, собеседовании двух равнодостойных сознаний. Ведь для того, чтобы до конца понять, о чём море говорит с берегом, надо оказаться там, где проходит незримая граница между ними. И ровно настолько, насколько исключён какой-либо диалог между морем и берегом, не может быть искусственно сконструированного научным сознанием диалога между картиной и зрителем. Картина понимаема только в беседе, во время которой вопросы вольна задать и сама картина. А истинное понимание рождается на границе между вопросом и ответом, прошлым и будущим» (Шариф Шукуров).
«Возможный ответ» – проект, затрагивающий вопросы диалога зрителя и картины, принципы понимания работы зрителем и те трансцендентные аспекты, которые могут быть раскрыты зрителю визуальными средствами, т. е. картиной.
Более того, Адиль организовал приуроченный к выставке семинар по вопросам современного искусства для ведущих московских искусствоведов, где обсуждался вопрос необходимости формирования новых принципов работы с современным искусством, причём художник задал тенденцию на сближение искусствознания и философии.
Через год состоялся следующий проект художника – «Онтосимметрия». На персональной выставке в ГТГ были представлены произведения 1989–1993 гг.
Серия выполнена в одной цветовой гамме всевозможных оттенков белого. Порой парадоксально они сосуществуют в одной картине, но в то же время за счёт единой гаммы белого происходит отрицание цвета как такового. Художнику удалось передать невероятное многообразие через отражение пустоты.
Поверхность работает по принципу контраста между идеально гладким фоном и фактурностью композиции. Возникает своеобразное свечение всех контуров композиции и эффект левитации.
Автор интересно продумал экспозицию выставки, задействовав не только стены, но и всё пространство залов, используя своеобразные треугольные и квадратные конструкции из работ, которые свешивались с потолка.
Для обозначения своего проекта и разъяснения своей концепции художник изобретает новый термин «онтосимметрия», т. е. симметрия, отражающая онтологическое строение мироздания.
Текст к каталогу написал Гейдар Джемаль, ведущий исламский культурный деятель, который затронул вопросы природы искусства и художника, стремящегося преодолеть материальные формы. Джемаль: «Художник – приёмное дитя Хаоса, и «человеческое» как форма форм предстаёт его главным врагом. Роковым образом, однако, эта борьба за новый хаос (новый «титанический» порядок) идёт в изначально организованной среде, частью которой является он сам».
Реализовав именно два этих блестящих проекта, память о которых живёт и сегодня в среде художественной интеллигенции России, Адиль Астемиров, будучи ещё молодым художником, был заслуженно причислен к мастерам современного искусства. Адиль совершил прорыв, открыв для дагестанского искусства мировое культурное пространство.
Проект Музея современного
искусства – «Первая галерея».
Автор – Джамиля Дагирова