Вот с чем у нас в культуре на самом деле хорошо – так это с площадками для молодых талантов, в особенности художников. Чуть ли не каждый месяц – «солянка» или персоналка, а герои – сплошь молодые и талантливые. Но чаще, конечно, первое.
Строчка «Молодые художники» периодически мелькает в проектах Первой галереи, самый масштабный из которых – «Новая сцена»; ежегодные смотры проводит Союз художников Дагестана: весенний вернисаж, «Аламат»; галерея «Во-Арт» охотно сотрудничает с молодыми авторами, и даже госы на худграфе – уже самостоятельный и значимый смотр, не говоря уже о тематических выставках художественных училищ и школ. Так что времена, когда таланту было сложно пробиться, если когда-то и существовали, то прошли. Другое дело – уровень и качество подобных «отборов». Когда в сотню хороших работ, представленных проектом как срез лучшего, попадают слабые, почти ученические работы (чем часто грешит СХ РД), или когда количество полотен одного автора в «солянке» значительно превышает допустимые лимиты, а потом узнаёшь, что в таком неравноправии замешаны родственные связи, – интерес к проекту и его создателям пропадает мгновенно. И тут важно «держать марку», а это удаётся единицам.
Другая особенность наиболее интересных смотров молодого искусства – круговорот имён. Из худграфа – в Выставочный зал СХ РД, из ВЗ – в Первую или «Во-Арт», оттуда – в ДГМИИ. Не аксиома, но чаще именно так. Поэтому в запасниках Музея искусств – Мусаев-Каган и Дибиров,сегодня признанные и известные, а в недавнем прошлом – «молодые и подающие надежды…».
Очередной срез искусства молодых провёл на этой неделе ДГМИИ (Дагестанский государственный музей изобразительных искусств), представив публике свою палитру из 44 авторов. И несмотря на то, что абсолютное большинство имён уже известно узкому кругу искусствоведов и журналистов, проект «Искусство молодых художников Дагестана» (куратор Джамиля Дагирова) не вызывает ощущения дежавю. Дело – в качестве отбора и, казалось бы, банальном расположении работ в пространстве музея. Что-что, а именно это у музея и Первой, формально не связанных, но фактически объединённых одним человеком, получается лучше, чем у коллег.
Именно это расположение – где-то компоновка авторов по схожести методов изображения, где-то разбивка на серии и отдельные вещицы – срабатывает как нить, проведённая по лабиринту, помогая, не тратя лишнего времени, уловить и отследить тенденции. А это в любой исследовательской работе, будь то искусствоведение или журналистика, – особая ценность.
Экспозиция ДГМИИ, формально приуроченная к Году молодёжи, состоит из двух частей. Первая – работы молодых авторов из запасников музея. Где и любимый дибировский «Суп», и Мусаев-Каган формата 1996-го с насекомыми и людьми вместо бестелесных объектов, и Мурад Халилов, и Азиз Сулейманов, и Жавгарат Супьянова, и Тимур Кагиров рядом с Тимуром Кардановым, очень похожие не только фамилиями… И все вместе интересны ещё и как ретроспекция собственного творчества. Вторая часть – презентация. Дагирова признаётся, что кастингов на участие в проекте не объявляла, выступив одновременно в роли куратора выставки и человека, который занимается отбором авторов и их работ, наиболее предпочтительных для экспонирования. В итоге презентовали публике не столько новых авторов, сколько их новые работы. Потому как самых талантливых из сегодняшних молодых – Закарью Закарьяева, Елену Джетере, Артёма Гапурова, Ютту Роте, Наталью Савельеву, Александра Сергеева, Заиру Астемирову – уже знают по другим проектам. Получился одновременно и срез, и интересный творческий междусобойчик. Все ещё раз перезнакомились, перемигнулись и поставили незримую галочку над работами, которые теперь уже стали полноправной частью современного дагестанского изобразительного искусства.
Номер газеты
- 8 просмотров