В газете «Настоящее время» 23 ноября 2007 года опубликовано «Информационное письмо» за подписью председателя оргкомитета по строительству памятника Шарвили Имама Яралиева и некоторых членов оргкомитета, руководителей районов Южного Дагестана. Видимо, организатором и идейным вдохновителем этого произведения эпистолярного искусства, адресованного с важным видом депутатам Госдумы России, Народного Собрания РД, всем государственным и муниципальным служащим, руководителям общественных организаций и благотворительных фондов Дагестана, является председатель оргкомитета И. Яралиев, а остальные подписанты либо не владеют вопросом, либо подписали его, не глядя на документ. Поэтому, да простят они меня, в своём письме я буду обращаться к председателю оргкомитета.
Смысл письма, на мой взгляд, заключается, во-первых, в том, чтобы оправдаться перед лезгинским народом, почему до сих пор, спустя 8 лет после образования оргкомитета и фонда «Шарвили», не установлен памятник, а во-вторых, помешать новому фонду «Шарвили», созданному в Москве, реализовать свои благородные намерения.
В письме делается попытка опорочить честь и достоинство скульптора, обвинив его во всех смертных грехах в связи с затягиванием вопроса со строительством памятника, стремясь свалить вину с больной головы на здоровую. В этой части «письмо» представляет собой сплошной клубок серьёзных оскорблений. В содействии моим «неблаговидным намерениям» также упоминаются известный в республике предприниматель и политик, депутат Народного Собрания РД, заслуженный строитель Дагестана В. Ашурбеков, президент федеральной лезгинской национально-культурной автономии А. Керимов и генерал Т. Эминов.
Авторы письма, буквально смакуя, сообщают читателю о моей невиданной корысти. Да, нет у меня ни автозаправок и нефтяных вышек, ни заводов и фабрик, ни иных источников дохода. Мой труд профессионального художника – единственный источник существования для меня и моей семьи. А ведь памятник – это коллективный труд большого количества людей: художников, скульпторов, архитекторов, инженеров, рабочих. И труд этот должен быть оплачен своевременно. Если бы позволяло моё материальное положение, я был бы рад сделать памятник совершенно безвозмездно для своих земляков. Однако сегодняшние реалии не позволяют мне это сделать.
А теперь всё по порядку. В 2000 году был объявлен конкурс на создание памятника лезгинскому эпическому герою Шарвили. На первом заседании комиссия приняла за основу наш проект, подтвердила идею конного монумента Шарвили и высказала рад предложений и пожеланий автору. На втором заседании комиссия продолжила конкурсное рассмотрение проектов. Предпочтение опять-таки было отдано нашему. Победителям конкурса поручили подготовить рабочий макет монумента с привязкой к месту его возведения (участок трассы Ростов – Баку). На его исполнение были выделены 300 тыс. рублей, причём в эту сумму входила не только зарплата трёх профессиональных художников (скульптора Ш. Шахмарданова, архитектора П. Кривенко, художника Р. Касимова) за 5 месяцев работы, но и расходы по приобретению материалов, аренды мастерской, командировочные и транспортные расходы (работа выполнялась в С.-Петербурге).
Кроме того, на этом заседании единогласно и без замечаний был принят проект мемориальной ротонды для установки на горе КIелез-хев в с. Ахты, который, к слову сказать, тоже не оплачен фондом «Шарвили» и не реализован до настоящего времени.
В назначенный срок третьего заседания комиссии была представлена рабочая модель: конная скульптура и макет архитектурного комплекса мемориала «Шарвили», которая сопровождалась заключением экспертной комиссии Союза художников Санкт-Петербурга, высоко оценившей представленную работу как произведение искусства. Все члены конкурсной комиссии, проходившей в ДГТУ, проголосовали за наш проект (он передан в экспозицию Ахтынского краеведческого музея, где хранится и по сей день).
Логическим продолжением этого этапа реализации проекта должно было стать финансирование и сооружение памятника. Вопреки мнению многих членов комиссии и рекомендательного письма экспертной комиссии председатель занял открыто негативную и непримиримую позицию. Суть её сводилась к тому, что И. Яралиевым без объяснения причин решено было продолжить конкурс с приглашением зарубежных авторов. Непосвящённые в планы И. Яралиева представители творческой интеллигенции республики были удивлены неожиданным изменением отношения к проекту. Работа, прошедшая конкурс, рождённая в муках многолетнего творчества и многовариантных изысканий, на подготовку рабочего проекта которой уже были затрачены определённые средства, и вдруг отвергается.
Чтобы были понятны наши дальнейшие действия, процитирую в полном объёме содержание документа, который мне вручил за своей подписью председатель правления фонда «Шарвили» Ф. Нагиев:
«В связи с тем, что за первый этап конкурса на памятник герою лезгинского героического эпоса «Шарвили» не был выбран окончательный проект памятника Шарвили, правление фонда «Шарвили» и жюри конкурса решило целесообразным продолжить конкурс до декабря 2005 года. Приглашаем художников, скульпторов, архитекторов принять активное участие в конкурсе.
Председатель правления фонда «Шарвили» Ф. Нагиев 3.11.2004 г.»
Поистине правая рука не знает, что делает левая. А может, знает, но делает вид, что не знает! Ведь процитированный выше документ полностью противоречил решению конкурсной комиссии. Самое главное – было проигнорировано мнение членов комиссии.
Так что, уважаемые авторы письма, ваши отношения с Ш. Шахмардановым были фактически прекращены не после возведения памятника «Защитник Отечества» в ноябре 2006 г., а на два года раньше. Может быть, была на то причина, о которой открыто стеснялись сказать? Может быть, этой причиной было желание попридержать средства фонда «Шарвили»? На эту мысль также наталкивают факты, что на протяжении 8 лет с начала объявления конкурса и 3 с лишним лет после отвержения моего проекта не был рассмотрен ни один другой проект мемориала Шарвили… Так что, гр. И. Яралиев, не надо обвинять в корысти вольного художника, который, охваченный патриотизмом, сделал всё возможное, чтобы памятник Шарвили существовал.
И уж я никак не мог предположить, что бывший генеральный прокурор республики снизойдёт до публичных оскорблений: «лишённый совести и чести, никого, кроме себя самого, не представляющий…». Не будем подробно о совести и чести. Но кого, по вашему мнению, кроме самого себя и творческого коллектива исполнителей проекта, должен представлять художник Ш. Шахмарданов в контексте своего творчества?.. В разряд «корыстных устремлений» вы отнесли многолетние муки творчества, в один миг похороненные воистину корыстными устремлениями председателя оргкомитета.
Лишь когда стало окончательно ясно, что вокруг конкурса по сооружению памятника Шарвили разыгрываются нечистоплотные интриги, я сделал предложение администрации города Махачкалы создать памятник «Защитнику Отечества». Все текущие вопросы по сооружению и установке памятника в Махачкале я решал с главным архитектором города Б. Курбановым. Проект памятника был единогласно одобрен градостроительным советом Махачкалы, состоящим из профессионалов – архитекторов, скульпторов, художников. А главу администрации г. Махачкалы я не собирался убеждать ни путём подлога, как пытается внушить И. Яралиев, ни иным путём. Все вопросы, связанные с монументом «Защитник Отечества», были решены оперативно и в короткие сроки во многом благодаря личным качествам главы администрации города. На церемонии открытия памятника С. Амиров был награждён медалью как «Человек года» в номинации «За поддержку и содействие в развитии искусств», ему вручена бронзовая статуэтка архангела Михаила. Памятник получил высокую оценку широко известных в нашей стране и за её пределами деятелей искусства, в числе которых президент Академии художеств РФ К. Церетели, ректор Санкт-Петербургской Академии художеств А. Чаркин.
Да, в основу памятника «Защитник Отечества» в значительной степени легли авторские изыскания проекта «Шарвили». А разве, гр. И. Яралиев, Шарвили не был защитником Отечества? Идея национального героического эпоса переросла в идею многонационального собирательного образа, олицетворяющего всех героев Дагестана. И я горд тем, что эта идея реализована. При всём при этом «зрячий да увидит», что это разные композиции.
В марте 2007 года мы с В. Ашурбековым ездили в с. Ахты для выбора места сооружения памятника «Шарвили». Там вместе с главой районной администрации С. Мурсаловым этот вопрос был решён положительно, так как сооружение его было одним из наказов избирателей депутату. В июне 2007 года в г. Москве состоялся третий съезд федеральной лезгинской национально-культурной автономии, на который в качестве гостей были приглашены я и В. Ашурбеков. Участники съезда, не дождавшись практических действий от ранее созданного фонда, приняли обращение к лезгинскому народу по вопросу строительства памятника и создали новый фонд «Шарвили». Утвердили творческий коллектив проекта в составе Ш. Шахмарданова, Р. Ризванова, Р. Касимова, С. Сейфетдинова и П. Кривенко. С нами фонд заключил договор на создание и установку памятника в Южном Дагестане. Значительную сумму на строительство памятника внёс В. Ашурбеков. Работа не прекращается по сей день.
Шарвили – эпический герой. У каждого лезгина своё представление о Шарвили, и каждый художник может максимально приблизить создаваемый им образ к эпосу. «Памятников Шарвили может быть столько, сколько их творцов», – цитирую вас, И. Яралиев. Пусть таких памятников будет больше, а главным судьёй в конечном итоге окажется не группа непрофессиональных толкователей, а сам народ. Пройдут десятилетия, века, памятники будут стоять, будут помнить их создателей, а о возне вокруг них никто и не вспомнит.
Ш. Ш. Шахмарданов,
заслуженный деятель искусств,
лауреат Государственной премии РД,
профессор, заведующий кафедрой
Санкт-Петербургского
Смольного университета
- 12 просмотров