[ Счастье есть! ]

Отныне культуру в стране будут создавать только счастливые. Несчастным в культуре попросту нечего делать.

Свеженазначенный министр культуры РФ Александр Авдеев первую же свою речь в новом качестве начал так: «Культура должна стать отражением счастья россиян и великости России». Заявление даже для бывшего МИДовца неоднозначное. Но совсем по-димабилановски предсказуемое. То, что уже года как четыре центральные каналы и печатные издания делали с культурой, теперь облекли в чёткое, программное определение: культура = счастье. Формула, расшифровывать которую, должна вам признаться, сплошное удовольствие.
Что такое «культура» и что такое «счастье» – объяснять, думаю, не надо. А вот во что эти понятия превращаются, когда за их реализацию берётся государство, проследить нетрудно. То, что Россия, а значит, и Дагестан, сегодня счастливы (вместе или порознь), – это уже аксиома. Показатель счастья – всенародно избранный президент, ежеквартальные надбавки «в подарок за то, что вы с нами» и десяток побед национальных сборных во всём, в чём можно победить. Куда уж счастливее?!
В культуре сложнее. Всё, что я слышала за последний год о культуре, так или иначе было связано с государством. Курс взяли на реституцию. И пусть вас не смущает схожесть этого слова по звучанию с другим, более расхожим, потому как на протяжении последних двух лет у нас в стране эти слова не только похоже звучали. Рестуцией, то есть возвращением стране ценностей, захваченных или купленных другой страной, занимались в основном олигархи, не желающие примерять на себя милый полосатый костюмчик. От Матросской тишины откашивали, как от армии, только стоило это на порядок ноликов дороже. То мультики возвращали, проданные некогда всадником без головы Видовым, то яйца Фаберже, то ценности Ростроповича и Вишневской. Куда уж культурнее?!
Другую сторону государственного счастья и культуры не афишировали. Её старались вообще не замечать. Из небытия вернулись чёрные списки, и в них наверняка поспешили вписать имена тех, кто вкупе с Михалковым не просил Владимира Владимировича остаться. Оттуда же возвратилась политика сворачивания культурных проектов авторов, так или иначе замеченных в вольнодумстве. В Петербурге закрыли выставку молодого и талантливого художника Григория Ющенко за то, что, по мнению Госнаркоконтроля, он пропагандировал употребление наркотиков. А то, что плакаты Ющенко к такого рода вещам вызывают отвращение намного большее, нежели огромные агитлистки, которые развешивает по городам Госнаркоконтроль, принимать во внимание не стали. Ещё меньше их интересовало современное искусство, которое трудно загнать в рамки государственной идеологии и при этом получать более или менее конкурентные плоды. Там же, в Петербурге, намедни свернули ещё один культурный проект. На этот раз за свою подпись под письмом с критикой градостроительной политики расплатился театральный режиссёр Александр Сокуров. Его совсем не политическую оперу «Орестея» отменили, по официальной версии, из-за недостатка финансирования. И где ж тут нам с вами, скажите, спектакль про террористов смотреть?
Так что если кому разнообразия захочется, то можно и в Москву съездить на обувь Собчак поглазеть. Культура и счастье – в одной туфле. Аж 38-го размера.
Номер газеты