Не оставить никого равнодушным, взбаламутить душу обывателя – вот главная цель любого творческого произведения, будь это газетная статья, кинофильм, спектакль и даже рекламный ролик.
И с этой точки зрения премьера спектакля «В твоих руках», в основу которого положен сюжет, основанный на трагических событиях в Театральном центре на Дубровке в Москве, несомненно, удалась.
Кто знает, могла ли она произвести такой фурор, если бы не цепь случайностей, внёсших достаточно посредственную постановку в новостные топ-листы печатных и электронных СМИ? Наверное, автор произведения, британка российского происхождения Натали (Наталья) Пелевайн, даже представить не могла, что её творение способно на это. Подготовка к премьере шла, как обычно, без каких-либо ажитаций. Успех ей обеспечил приход ничего не подозревавшего Муху Алиева, его недовольство увиденным и последовавший затем тупой запрет спектакля лицом, похожим на министра культуры.
Затем уже «праведный» гнев искушённой Пелевайн и доверчивого Тулпарова с удовольствием подхватили информагентства. Правда, правозащитный пыл быстро угас, когда г-н Алиев честно заявил, что спектакль ему не понравился, но запрета на его показ не было. Более того, авторам было предложено продолжить демонстрацию спектакля, чтобы дагестанцы сами почувствовали, каких «героев» им хотят навязать.
Одухотворённый, полуромантический образ дагестанский зритель должен был увидеть… в террористке Седе. А заодно почувствовать брезгливость к заложникам – мелким людишкам, готовым на всё ради спасения жизни. Параллельно мы должны почувствовать свою ответственность за то, что произошло в октябре 2002 года на Дубровке.
Дагестанцы, по мысли автора, должны взять на себя и ответственность за 130 жертв террористов, за взорванные дома в Каспийске, Буйнакске, Москве и Волгодонске. Мы виноваты, оказывается, в том, что полуграмотная Седа возомнила себя «невестой» Аллаха и решила вершить «правосудие» от имени Всевышнего. Мы, дагестанцы, испытавшие на себе вторжение бандитов в 1999 году, понёсшие уже в мирное время сотни жертв?
Есть понятие «стокгольмский синдром» – психологическое состояние, возникающее при захвате заложников, когда жертвы террористов (т. е. заложники) начинают симпатизировать захватчикам или даже отождествлять себя с ними.
Помните, где развивается действие? Все зрители спектакля становятся заложниками артистов-«террористов». Таким образом, используя нехитрые приёмы НЛП, дагестанцам пытаются навязать симпатию к террористам, попутно возложив на нас же чувство ответственности за действия конкретных бандитов.
Стойте! Помните наших правозащитников того времени, в частности Ковалёва, который публично сравнивал того же Басаева с эдаким Робин Гудом – добрым разбойником? Помните, чем закончилась идеализация банальных бандитов? Отрезанием голов, похищением людей, взрывами жилых домов, вторжением в Дагестан и тем же «Норд-Остом». Не надо. Баснями о «романтиках» с большой дороги нас больше не удивишь. Мы это уже проходили.
Номер газеты
- 8 просмотров