Это как мода на лаковые туфли. Ну или как страсть к просмотру фигурного катания по ТВ. В общем, рано или поздно это пройдёт. Только, в отличие от ледовых шоу и выпендрёжа известных дизайнеров, мода на осмысление советского периода в истории страны оставит после себя километры киноплёнки, тысячи книжных страниц и кучу не всегда удачных картин. И что самое важное – именно по ним наши потомки будут составлять представление о времени, когда кощунственно было не узнать страну на политической карте мира, а красный цвет значил чуть больше всех остальных.
Вспоминать, «сколько копеек в советское время стоила газировка», сегодня – настоящий тренд. Только ленивый не делает этого у себя в ЖЖ, а неленивый даже снимает об этом фильмы и пишет книжки. Парфёнов, например. Выйдя как печатная версия известного телепроекта, «Намедни 1961–1970» оказалась именно тем, что все давно мечтали иметь дома или дарить друг другу на Новый год. Об этом я прочитала на тех же бескрайних просторах русскоязычного livejournal.com и узнала от московских знакомых.
Другое дело – кино. Сначала «Исчезнувшая империя» Шахназарова таинственно так грустила по недоступным заграничным джинсовым костюмам, а потом Тодоровский снял «Стиляг», где не только о джинсах, но и обо всех советских фетишах сразу. И назвал своё творение не просто, а «Главным фильмом нового года». И пусть, по моему скромному мнению, фильм не дотягивает и до главного события квартала, как любят обозначать временные отрезки бюрократы, тренд налицо. И мне это нравится! Потому что уж очень интересно узнавать, чем жили мои родители, когда им было столько же, как мне, или чуть меньше. Историю, о которой в учебниках будет сказано крайне мало и крайне неинтересно. И, наконец, историю, которая объясняет нас лучше генетики и семейных легенд.
Только очень уж хотелось бы от всех этих опытов с препарированием советской действительности качества. Качества и ответственности. Таких, как у Парфёнова. Потому что те, кто всерьёз считает СССР маркой, выпускающей олимпийки, а пионеров – субкультурой вроде эмо или готов, будут смотреть и воспринимать «Стиляг» очень серьёзно. И очень серьёзно будут считать, что всё в стране маркировки 1922–1991 было именно так. Стрёмно и беспонтово.
А мне, успевшей поносить то чудное коричневое школьное платьице с белым передничком, очень бы этого не хотелось.
Номер газеты