Государственному академическому ансамблю танца «Лезгинка» почти полвека. И все эти годы «Лезгинка» была одной из визитных карточек республики: гастролируя по странам и континентам, танцоры создавали впечатление о самобытной культуре Страны гор там, где о ней ничего не знали.
Как стало известно «Черновику», этой весной «Лезгинку» ждут на Кипре и Мальте. И, по словам директора ансамбля «Лезгинка» Джамбулата Магомедова, это будет из ряда вон выходящий концерт. С вопроса об отличительных особенностях предстоящих гастролей мы и начнём с ним беседу...
– Гастроли на Кипр и Мальту в конце мая будут очень серьёзными. Но особенность гастролей будет в том, что на этот раз мы хотим не просто ограничиться выступлением ансамбля, а взять с собой фильм о Дагестане и продемонстрировать его там. И, к нашему общему стыду, мы пока не нашли фильма актуального и снятого на достаточно профессиональном уровне. «Лезгинка» будет идти по своей программе с полуторачасовым концертом, а отдельно мы хотели продемонстрировать фильм о Дагестане, сделать фотовыставку Камиля Чутуева, выставку уникальных музейных экспонатов, где будет рассказываться о нашей республике, о наших промыслах, о наших великих людях, о жизни современного дагестанского общества. Но это ещё не всё…
– А что ещё?
– В конце августа мы хотим сделать такое же в Каннах. Я уже переговорил с Никитой Михалковым и подписал контракт на выгодных для нас условиях. Все расходы организаторы берут на себя, но это не щедрый жест мецената. У них всё подсчитано. Это достаточно выгодный коммерческий проект. На одном нашем концерте все затраты окупятся. Мы же хотим привлечь внимание к дагестанской культуре. Если в Париже проводят Дни Кабардино-Балкарии, то чем мы хуже? В Каннах наш концерт пройдёт в рамках программы «Русские вечера». И надо сказать, что это будет бенефис: «Русские вечера» будут посвящены одной «Лезгинке». Мы будем выступать в том знаменитом зале, где проходит Каннский кинофестиваль. Загвоздка, повторюсь, в том, что у нас нет хорошего фильма о Дагестане.
– Неужели существующему Союзу кинематографистов Дагестана нечего вам предложить?
– Союз кинематографистов делает сейчас свои первые робкие шаги. Но почему никто другой не снял хоть один качественный фильм о Дагестане?!
– Вы известны не только как заместитель министра культуры и директор ансамбля, но и как вице-президент футбольного клуба «Анжи». Не тяжело совмещать столько важных постов?
– Ни в клубе «Анжи», ни в должности замминистра я не подписал ни одного финансового документа. Для меня важнее всего «Лезгинка». Я слишком привязан к своему коллективу и всегда стараюсь его везде обозначить. Многих своих ребят я устроил в вузы, наверняка им это в жизни пригодится. Мои лучшие музыканты и танцоры – приезжие из других городов и сёл Дагестана. И я не могу поселить их в общежитии, потому что общежитие работников культуры продано. Мне приходится на деньги спонсоров снимать им квартиру. Всё, за что я борюсь, всё, что требую для ансамбля, почему-то расценивается как излишние амбиции. Но нашим деятелям культуры давно пора перестать ждать чего-то, сидеть сложа руки. Надо находить спонсоров, просить поддержки. Многое зависит от поддержки руководства. На выступлении в Сочи двухгодичной давности, где присутствовали первые лица государства, Путин среди всех других творческих коллективов особенно отметил нас. «Лучше всех выступила «Лезгинка», – сказал он. – Я как на иголках сидел!»
– Какие у вас отношения с министром культуры Наидой Абдулгамидовой?
– Нормальные отношения. Мне как заместителю министра нужно знать свой фронт работы. Я выполняю чисто представительские функции: где-то поучаствовать, посидеть на каком-нибудь совещании…
– Однако, по слухам, вас всерьёз прочат в министры…
– Мои инициативы воспринимаются так, будто я хочу себя как-то обозначить в роли министра культуры. Есть группа людей, которые хотят видеть меня на посту министра. Но я не хочу, потому что считаю, что это очень ответственный шаг. Мне интереснее моя деятельность в «Лезгинке».
– Говорят, что карьерой вы во многом обязаны своей матери – Фазу Алиевой?
– Нельзя сказать, что она не в курсе моих дел. Но что касается моей работы в «Лезгинке», то чем она может помочь: ей уже 73 года?! И не в таком почёте сейчас поэты. Она больше авторитетна в Кремле. Конечно, я со своей стороны буду не прав, если не воспользуюсь её положением в Общественной палате, когда речь будет идти о каком-нибудь гранте, который мы можем выиграть.
– А вы как-то взаимодействуете с Союзом хореографов Дагестана?
– Мы не сотрудничаем с этой организацией. Их идея проведения конкурса лезгинки – замечательная. Но я думаю, что в правление Союза хореографов должны входить ведущие хореографы Дагестана, тем более что их у нас немного. Можно было бы пригласить нашего хореографа, хореографа ансамбля «Молодость Дагестана»…
– Говорят, что гастроли «Лезгинки» за рубежом недостаточно серьёзны, что вы там выступаете порой под открытым небом, устраивая чуть ли не балаганное представление…
– В самых суровых условиях – под открытым небом – мы работаем в Дагестане. Приходится выступать в сельских клубах с маленькой сценой, когда состав ансамбля более 50 человек. А в Табасаранском районе, например, мы выступали прямо на поле. Что касается выездов за рубеж, то есть фестивали, где мы просто демонстрируем костюмы, шествуем по городу, и есть фестивали профессионального танца, где соревнуются коллективы. «Лезгинка» должна выезжать, т. к. это колоссальная концертная практика, обмен хореографическим опытом, туда приезжают импрессарио, которые предлагают контракты на различные гастроли. И продажа сувениров артистами – это нормальная традиция: они же не в подземных переходах их продают! Кстати, ни на одной свадьбе в концертных костюмах артистов «Лезгинки» вы не увидите.
– Почему ансамбль не выступает в Махачкале?
– Коммерчески невыгодно выступать на родине. Выступая в ГЦКЗ «Россия», мы окупаем все свои затраты и на дорогу, и на концерт. Здесь же мы даём концерты исключительно за счёт поддержки спонсоров.
– А какая лезгинка у «Лезгинки»? В смысле стиля?
– Наша лезгинка – не лезгинская и не аварская, она – собирательная. Основатель ансамбля Танхо Израилов прошёл школу Игоря Моисеева и привнёс богатейшие рисунки хореографии последнего в «Лезгинку». Вообще, нельзя сказать, что те или иные движения придуманы тем или иным хореографом, это всё – наш богатейший фольклор. Сейчас есть такое шоу «Легенда о Грузии», которое создали австралийский и американский миллионеры. Так вот, многие мотивы в этом шоу – дагестанские.
– Как, по-вашему, «Лезгинка» – она единственная в своём роде? Что если сравнить вас с вокально-хореографическим ансамблем «Дагестан»?
– Сама идея ансамбля «Дагестан» – великолепная, и мы не воспринимаем его как соперника. Я считаю, что изюминка «Лезгинки» – в сочетании дагестанского фольклора и почерка классического танца Моисеева, в сочетании экспрессии акробатики и лирики танца. Можно спросить: а всё ли там дагестанское? Я считаю, что всё. Хотя должен признать, что какие-то элементы недагестанских танцев воплощаются у нас, но это только элементы, а не база, не основа. Мы следим за развитием кавказского танца и стараемся брать для себя что-то хорошее… ]§[
- 2 просмотра