[Кризис есть?] Хочу вас познакомить кое с кем. Эта дама – ровесница человечества, и последние несколько сотен лет она если не бьётся в предсмертной агонии, то обязательно находится в затяжной депрессии.
Современники считают, что сейчас её нет. Правда, светило дагестанского просвещения Саид Габиев отрицал её существование ещё в начале прошлого века. Догадались, о чём я? Да всё о нашей культуре.
Вы, конечно, наслышаны об этой матроне и нет-нет да путаете её с тем, что называется искусством. В то время как культура – это, прежде всего, основа существования Homo sapiens. Именно поэтому откровенно скотское поведение мы зачастую подменяем эвфемизмом «бескультурье».
Госпожу культуру периодически (как правило, на рубеже веков) одолевает сплин. Последняя её хандра пришлась на начало двадцатого века и впоследствии вылилась в целую коллекцию направлений в искусстве – сюрреализм, экспрессионизм, супрематизм.
Прошлый век начался и закончился мощным ощущением кризиса. Если, конечно, понимать под кризисом потерю оптимизма, не создающую при этом препятствий способности общества к творчеству. Таким образом, кризис культуры – это скоба, сцепившая наши взгляды, внутри которой господствует ощущение фатального движения к концу.
Кризис культуры, одолевающий нас сейчас, – это адаптация эстетических ценностей некогда советского народа в условиях постмодернистского общества, стремительно трансформирующегося в информационное. Это переход от системы «художник – произведение искусства» к принципиальному изменению самосознания художника, системе «произведение искусства – зритель». Художник, артист перестаёт быть «творцом», так как смысл произведения рождается непосредственно в акте его восприятия зрителем. Современное художественное произведение должно быть обязательно увидено, выставлено напоказ, без зрителя оно существовать не может. «Прививка» новых взглядов – процесс болезненный, но неизбежный.
Культура из депрессии на продолжительное время никогда и не выходила, то есть пресловутый кризис – это её нормальное состояние. То, что нам сейчас кажется бескультурьем, когда-нибудь обернётся характерными чертами культуры нашей эпохи. Остаётся только привыкнуть к современной нам культуре, не внимая очередным её угрозам погибнуть. ]§[