[ Смешались в кучу кони, люди… ]

Неважно, где ты учишься: в Дагестанском художественном училище или на худграфе ДГПУ, проходишь курсы в школе «Грата» или посещаешь школьный кружок кройки и шитья – ты мечтаешь не о задрипанном ателье с вывеской «Пошив и реставрация одежды», а о безоблачном дизайнерском будущем с тонной китайских подделок под твой собственный лейбл. Насколько воплощаема эта мечта через конкурс «Русский силуэт» – рассуждать бессмысленно. Гораздо интереснее поговорить о нашем в этой области потенциале.

Региональный этап VII международного конкурса молодых дизайнеров «Русский силуэт» проходил в Кумыкском театре в минувшую пятницу. Сам конкурс, как обычно, состоял из трёх этапов: эскизный отбор, регионально-демонстрационный и финальный этапы. И последний этап, как многократно и настойчиво повторил ведущий церемонии Станислав Ратенков, состоится в самом престижном демонстрационном зале России – Гостином дворе Кремля. Туда, в Москву, собственно, и отбирали в Кумыкском.

Открывали конкурсный просмотр представители Минкульта и администрации Махачкалы в лице бывшего министра культуры Наиды Абдулгамидовой. Госсекретарь РД Такибат Махмудова рассказала собравшимся о своём разговоре с президентом Фонда «Русский силуэт» в Каннах, а Наида Абдулгамидова в приветственном слове с немалым оптимизмом, частично переходящим в чистое фантазёрство, поведала о большом разнообразии национальных костюмов, великих традициях, которые, по её мнению, «дают возможность сказать, что наши должны быть в авангарде российской моды».

Жюри конкурса, по традиции, состояло из ведущих дагестанских модельеров, не считая Веры Агошкиной, которая демонстративно обходит подобные конкурсы своим вниманием, считая, что участие в них ровным счётом ничего не даёт. Заявленного громогласно и на бумаге Шамхала Алиханова на показе не было тоже. Своё отсутствие Шамхал мотивировал участием на прошедшем «МАКС» в Жуковском и отдалённостью от аналогичного рода мероприятий, по его словам, местечковых и слишком раздутых. В остальном жюри возглавили всё те же «ви ай пи»: Такибат Махмудова, покинувшая зал на второй коллекции, Наида Абдулгамидова, Магомедрасул Магомедрасулов (замминистра культуры РД) и собственно модельерный междусобойчик, всё это организовавший: президент регионального отделения Фонда Гала Омаханова, её дочь Сибилла, модельер и преподаватель ДХУ им. Джемала Анна Джетере.

Председателем жюри, обычно приглашаемым из Москвы, на этот раз стала Анастасия Барышева, фэшн-журналист издательского комплекса «Версия», экс-сотрудник «Fashion-TV Moscow» – по-настоящему модная девушка. На сцену для открытия конкурса Барышева вышла в чёрном шёлковом платье-трапеции с чёрными большими тканевыми бусами (наряде в стиле российского дизайнера Алёны Ахмадулиной (alenaahmadulina)), произнеся только: «Русский силуэт – один из самых престижных конкурсов модельеров, а в Дагестане – одна из самых сильных школ. Лучшие поедут в Москву».

За Москву в этот раз боролись 22 коллекции, авторами которых были как студентки художественных вузов и факультетов, так и будущие технари и юристы. Открыла дефиле коллекция Халисат Абакаровой «Трава забвения», дипломная работа автора. Основной темой пяти моделей стала Япония – тема для мировой моды немного изъезженная. Однако болотные платья, волосы-пакля, сумки-шкатулки с традиционными рисунками и огромная платформа не раздражали, а, скорее, даже были весьма уместны в хаосе разных эпох и стилей, которые вместил в себя конкурсный показ.

Несколько опытов с дизайном детского костюма, представленные на «Силуэт», трудно назвать в равной степени удачными. Яркие вязаные крючком платья, зонтики и шляпки в коллекции «Цветы и ленты» Загры Рамазановой при всей своей трудоёмкости всё же смотрелись безнадёжно устаревшими. А вот «Весенние метаморфозы» Минает Галимовой – студентки Владикавказского института моды – наоборот, как нельзя кстати. Пусть даже и показаны были не в первый раз. Изящные шёлковые курточки, которые превращаются в сумку, рюши, бретели и цвет металлик не могли не понравиться даже самому вредному взрослому.

Буйство красок, тканей, силуэтов, последовавшее за двумя первыми относительно выдержанными в одной тональности коллекциями, напоминало летний винегрет и, казалось, никогда не закончится. Не очень удачной получалась спекуляция на национальных мотивах, а также минимализм, взятый на вооружение известными дизайнерами ещё в прошлом сезоне. однако отдать должное конкурсанткам всё же стоит: какое-никакое, а впечатление о мировых модных тенденциях они имеют. Почти в половине из представленных на конкурс работ были шорты, мини, морская полоска, балетки, шёлк, легинсы. А в одной – даже фиолетовый цвет.

Близость моря наконец-то дала о себе знать сразу в нескольких коллекциях дефиле: «Морской романс» Луизы Гасановой, «Хозяйка морей» Зинаиды Абасовой и «Моя морячка» Патимат Гусейновой и Камиллы Имаммусаевой из ДХУ. Последние наряду с ещё двумя коллекциями заняли третье место. Очевидно, за удачное использование морской полоски и причудливые головные уборы (как плохо это звучит!), стилизованные под пиратские треуголки.

Ride-rode-ridden

Организаторы были щедры. Места сыпались на конкурсе как из рога изобилия, и каждое из них в свою очередь делилось между несколькими коллекциями. В итоге первое место присудили коллекциям «Элементарно, Ватсон» (модной интерпретации фильма по Артуру Конан-Дойлю) Мадины Алихановой и Земфиры Садрудиновой и «Явилась юность» Заремы Магомедовой и Марины Ахмедовой. Но в Москву они не поедут. Какое-то трудно определяемое высшее место – назовём его просто «победитель» – заняли лучшие, по мнению Барышевой, коллекции дефиле: «Астральный аллюр» Гюлизар Исаевой (ДГТУ) и «В мужские игры» Карины Михайловой и Ровзы Магомедхабибовой из ДХУ.

Действительно, победившие коллекции сильно выделялись на общем фоне. Шикарная, в хорошем смысле гламурная коллекция «Астральный аллюр» как будто пахла известным ароматом «Allur» от Chanel и ни капли не была астральной. Разве что для Дагестана. Наездницы в английских шапочках для скачек и узких брюках, брутальный юноша с хлыстом и в дизайнерской куртке, а также авторская обработка кожи и умело подобранное музыкальное сопровождение – всё это было слишком вызывающе и несвоевременно для законсервированного, зацикленного на себе Дагестана. Видимо, поэтому «Аллюр» решили отправить в Москву. Другая коллекция – «В мужские игры», сшитая под руководством Джетере, казалась не столь убедительной, но более выдержанной. Более качественной, если можно так сказать. Словно бы перешитые под платья мужские пиджаки, рубашки явно не женского кроя на хрупких плечах манекенщиц явно угрожали всему человечеству надвигающимся матриархатом. Были точны и остры, как лезвие. Стреляли, одним словом.

Победителей теперь ждёт дефиле в Гостином дворе, а всем остальным, независимо от места и его отсутствия, раздали почётные грамоты. Просто где-то проставили цифры, а где-то нет. Ближе к мечте стали двое. Трое, если быть точнее. ]§[

Номер газеты