В Чеченской республике в начале августа объявили новый вооружённый джихад. Фетва (богословско-правовое заключение исламских учёных), провозглашающая «священную войну ваххабитам и террористам», была озвучена новым муфтием Чечни 41-летним Султаном Мирзаевым.
Должность муфтия он занимает с 26 мая нынешнего года. Добровольный уход с данного поста бывшего муфтия Ахмада Шамаева многими объяснялся его нежеланием пойти на столь радикальную меру. Хотя его преемник, мотивируя причину отставки, заявил журналистам, что Шамаев «сложил свои полномочия по состоянию здоровья».
В церемонии торжественного объявления джихада приняли участие первый вице-премьер правительства РЧ Рамзан Кадыров, высокопоставленные представители силовых и религиозных структур республики.
Мирзаев, назвав ваххабизм «чумой современности», даже выразил личную готовность идти воевать с боевиками-ваххабитами. Правда, последние ещё в 1999 году объявили джихад и России, и всем пророссийски ориентированным чеченцам, в том числе и самому Мирзаеву.
Выступая в поддержку фетвы, Кадыров сказал, что «ваххабитов надо закопать на три метра в глубину». Мирзаев не является пионером объявления политически резонансных джихадов в Чечне – этот по счёту четвёртый за последние 11 лет.
Первый джихад (России) был объявлен Мохмад-Хусейн-хаджи Алсабековым в 1994 году. Однако спустя несколько месяцев он заявил, что «его-де не так поняли».
Черёд очередного джихада настал в 1995 году, когда вновь назначенный и более решительный муфтий Чечни Ахмад-хаджи Кадыров опять объявил джихад той же России.
После завершения активных и широкомасштабных боевых действий в Чечне началась пора провозглашения бесчисленных внутриреспубликанских джихадов: его объявляли похитителям людей, наркоманам, проституткам и т.д.
Отношение к мирзаевскому джихаду в России неоднозначное. Комментируя «ЧК» инициативу муфтия Чечни, председатель Комитета по межнациональным отношениям, внешним связям, делам общественных объединений и религиозных организаций НС РД Суракат Асиятилов заявил: «По сути, принятая фетва будет способствовать усугублению раскола и без того расколотого чеченского общества, что принёсёт ещё больше горя и крови братскому народу. А для объявления джихада нужны компетентные и авторитетные алимы, лично я же сомневаюсь в их наличии в Чечне».
Муфтий Оренбургской области, директор Исламского правозащитного центра Исмагил Шангареев заявил, что это чистейшей воды провокация. «…Каждое слово муфтия должно быть взвешенным, продуманным. Он должен был сказать, что терроризм не должен пройти, призвать общество объединиться против зла, но не называть его ваххабизмом, кроме прочего являющимся государственной идеологией Саудовской Аравии».
Депутат ГД РФ Руслан Ямадаев, наоборот, подчеркнул: «Теперь в Чечне все знают, что находящиеся в горах и лесах боевики грубо нарушают требования Корана, стоят на антиисламском пути. И в то же время те, кто воюет с ними, соблюдают Коран и совершают джихад».
Председателю Комитета по делам религии при Правительстве РД Ахмеду Магомедову представляется, что «для чеченского общества сегодня более актуально не объявление кому-либо джихада, а религиозное просвещение населения, пояснение, что приемлемо для чеченцев, а что – нет. В борьбе мировоззрений победа ни в кратковременной, ни в долгосрочной перспективе никогда не достигалась и не достигается с помощью оружия или насилия».
Ярым сторонником принятого вердикта выступил глава Совета улемов ЦДУМ Фарид Салман. Он же дал и внешнюю ориентировку последователей ваххабизма: носят пышную огромную бороду; закатывают брюки, так что они становятся больше похожи на клоунов в цирке; не признают тюрбан (чалму), головные уборы; во время исполнения молитвы неестественно широко расставляют ноги; небрежно относятся к памяти Пророка Мухаммада, ненавидят прочих пророков и т.д. и т.п.
Со слов Председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля, вынесение фетвы означает «разжигание внутрирелигиозной вражды в России, что однозначно является уголовно преследуемым деянием. Объявление джихада в условиях Чечни показывает, мягко выражаясь, полное отсутствие элементарных знаний об исламе у нового муфтия республики. Его сторонники даже объясняли мне, что джихад, мол, объявлен против «ваххабистов», но не против ваххабитов: оказывается, первые злодействуют в Чечне, а вторые мирно живут в Саудовской Аравии».
Политика и джихадВ системе исламских ценностей с давних времён именно джихад и формы его объявления являются самыми конъюнктурно эксплуатируемыми как светской, так и религиозной властью.
Стоило только Совету алимов Дагестана и Чечни в 19 веке объявить джихад против царской России, как единогласно избранный руководитель национально-освободительного движения Шамиль получает от кадия (по совместительству и офицера имперской армии) акушинского вольного общества Мухаммада гневное письмо, где были и такие строки: «Ты разрешаешь убивать мусульман, проливать мусульманскую кровь, грабить их имущество, каковые вещи до сих пор запрещались. Путь мусульман, о котором учили на основе Корана великие имамы, ты отверг; всё, что ты творишь, противоречит правильной линии пророка мусульман, творить тебя научает шайтан».
После окончательного покорения Северного Кавказа вопросы объявления джихада, хотя и негласно, полностью перешли в компетенцию государства. Периодически (естественно, не за бесплатно) исламскими религиозными деятелями России джихад объявлялся даже против единоверцев. К примеру, в XVIII-XIX веках таким методом неоднократно мобилизовывался мусульманский потенциал на]§[