Ислам оказывает большое влияние на личность человека, воспитывая его, исправляя представления, нрав, поведение. Социальная сила ислама видна в том перевороте, который он совершил в арабском обществе. Из вечно пьяных фанатиков и прожигателей жизни он создал общество реформаторов и созидателей, охвативших мир лучами расцвета во всех сферах человеческой жизни.
Если мы посмотрим на легендарного сегодня Умара ибн аль-Хаттаба, то увидим, что до принятия ислама это был беспробудный пьяница и драчун, которого боялась вся Мекка. Это был человек, который заживо закопал родную дочь. Как об этом рассказывал сам Умар, он копал для дочери могилу, а она заботливо очищала его бороду от земли. Уже приняв ислам, Умар всегда вспоминал этот эпизод своей жизни со слезами на глазах.
Религия Аллаха полностью изменила Умара, дала ему жизненные ориентиры, обогатила ценностями. Умар стал заботливым отцом, верным другом, истинным борцом за лучшую жизнь. Он изменился, избрав жизненной целью довольство Всевышнего Аллаха и Рай.
Бесполезные идолы
В первую очередь, ислам исправляет жизненные установки человека. Он приводит его к отказу от поклонения кому-либо и чему-либо, помимо Всевышнего Аллаха, Который создал его и владеет этим миром. Всевышний почтил человека, сделав его наилучшим из творений. Поклонение человека таким же, как он, или даже более низким существам является недостойным унижением человеческой души. Всевышний Аллах говорит: «Они поклоняются помимо Аллаха тому, что не может ни принести им пользу, ни причинить им вред» (Коран: 25, 55; перевод смысла).
В Коране говорится о том, как нелепо поклонение истуканам, камням, которые не только не являются творцами чего-либо, но и не в состоянии защититься даже от маленькой мухи. «Воистину, те, кому вы поклоняетесь помимо Аллаха, не сотворят и мухи, даже если они объединятся для этого. Если же муха заберёт у них что-нибудь, они не смогут отобрать у неё это» (Коран: 22, 73; перевод смысла).
Коран утверждает, что истинным объектом поклонения может быть лишь Тот, Кто сотворил этот мир и управляет им. Как же объяснить, что человек, которого возвысили над всеми творениями, сегодня, в период невероятного развития научной мысли, продолжает поклоняться неодушевленным предметам или же домашним животным, которые сами не могут существовать без его помощи и участия, не говоря о том, чтобы помочь своим «рабам»?
Поклонение подразумевает абсолютную любовь и абсолютное подчинение. Представьте себе человека, который абсолютной любовью привязан к камню или к животному (например, к корове), любит его больше всего на свете и следует всем его прихотям, подчиняя свою жизнь его забавам. Или же человека, который выказывает абсолютную любовь другому человеку, возвеличивает его, не замечает недостатков, подчиняется ему во всём, не понимая даже смысла его приказов. Всё это недостойно человека и противоречит его возвышенной сущности, которую создал Всевышний Аллах.
Человеку нужен объект для поклонения, нужен высший ориентир и образец святости. Разве не надлежит избрать для этого Всевышнего Всемогущего Аллаха и оставить всех и вся, помимо Него?
Кто-то, наверное, задаётся вопросом: а какая разница кому человек поклоняется? На самом деле это имеет огромное значение. Что человек возвеличивает, кого чтит, чьим законам следует и на какие ценности ориентируется – всё это вытекает из его убеждений, из того, в кого он верит и кому поклоняется.
Материальная лихорадка
Безусловно, большинство людей сегодня не поклоняются неодушевлённым предметам. Они подвержены другому явлению – материальной лихорадке. Человеку кажется, что деньги – это всё, что материальные ценности – это высший объект его устремлений. Счастье и жизненный успех, как правило, определяются только деньгами.
Ислам избавляет человека от материальной лихорадки, расставляя правильные ориентиры в шкале его ценностей. Коран учит мусульман взывать ко Всевышнему Аллаху: «Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни и защити нас от мучений в Огне» (Коран: 2, 201; перевод смысла). Ислам не призывает оставить материальный мир и переселиться в мир фантазий и иллюзий. Религия Аллаха ставит каждую ценность на соответствующее ей место, давая оценку с точки зрения полноты жизни, с учётом всех этапов и форм существования человека.
«Богатство и сыновья – украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (Коран: 18, 45 – 46; перевод смысла).
Именно материальная лихорадка становится причиной большинства проявлений несправедливости в мире. Именно ради денег совершаются убийства, грабежи, унижения и оскорбления. Ислам учит, что необходимо стремиться к иным целям, а материальный достаток – лишь сопутствующее явление. Необходимо стремиться быть лучшим перед Всевышним, опередить других в совершении благих деяний, устоять в мире соблазнов и не быть спровоцированным на преступление, воспитать себя и помочь окружающим. Всё это – лучший запас на Судный День.
Все без исключения признают, что мы существуем в этом мире определённый, ограниченный отрезок времени. Из этого вытекает, что материальные блага необходимы нам на тот период, пока мы находимся здесь. Это говорит о временности материальных ценностей. Всевышний создал Вселенную, в которой содержится 250 миллионов галактик. В каждой галактике 250 миллионов планет. Одной из этих планет, не самой большой по размеру, является наша планета Земля. И на этой планете люди соревнуются за обладание определенным количеством металла (золота) или иных относительных ценностей. А ведь если задуматься, Всевышний мог даровать каждому своему рабу по планете.
Поистине никакие богатства не стоят слезинки ребенка. Никакие богатства не стоят одной молитвы, совершённой в ночной тиши. Человек пользуется материальными ценностями только в короткий промежуток времени. Поэтому Коран называет это не обладанием, а временным использованием: «…Земля будет для вас обителью и предметом пользования на некоторое время» (Коран: 7, 24; перевод смысла).
Материальные ценности необходимы для обеспечения определённых условий жизни на этой земле и не могут составлять сами по себе смысла жизни, главной её цели. Также они не могут стоять выше нравственных ценностей и не должны толкать человека к преступлениям и нарушению морали.
Человек, признавший Всевышнего, уверовавший в Него, начинает свой путь по освобождению от различным форм зависимости. И как прекрасны слова наших праведных предков: «О Аллах, сделай богатство в наших руках, но не в наших сердцах».
Номер газеты
- 20 просмотров