«Большой адронный коллайдер». Именно эти три слова были самыми популярными в мировых СМИ (но далеко не самыми – в дагестанских) за прошедшие две недели. «Гигантский ускоритель элементарных частиц» должен ответить на ряд вопросов, суть которых так или иначе сводится к вопросу устройства Вселенной.
Сталкивая протоны, предварительно разогнав их до околосветовых скоростей, БАК должен будет породить новые частицы, изучение которых должно дать пищу для размышлений нескольким тысячам учёных, задействованным в этом масштабном эксперименте.
Не знаю, как с «новыми частицами», но слухов этот научный монстр уже породил достаточно. И если руководители проекта кричат на весь мир о том, что настал фантастический день, предвещающий новую эру знаний о происхождении и эволюции Вселенной, то скептики утверждают, что весь этот шум, сопровождающийся красивыми фотографиями экспериментальных залов и подземных туннелей коллайдера, наполненных замысловатой аппаратурой, поднялся лишь для толкового обоснования траты миллиардов долларов. В любом случае, «катастрофические настроения», заметно поддержавшие пиар-акцию вокруг пресловутого БАКа, пришлись очень кстати. Европейский суд по правам человека уже успел отклонить жалобу группы учёных и частных лиц, требовавших запретить запуск Большого адронного коллайдера, «грозящего» человечеству концом света.
Как известно, с помощью БАКа учёные хотят воссоздать условия, в которых Вселенная пребывала сразу после Большого Взрыва, и подтвердить либо опровергнуть так называемую Стандартную модель. Определённый контингент населения заговорил и о возможном «опровержении-подтверждении» божественной теории, которая в научных кругах становится всё более модной.
Так называемые чудеса Корана и различные удивительные истории, связанные с принятием ислама или его «подтверждением», получили в последнее время довольно широкое распространение. Несмотря на, казалось бы, очевидную пользу данного обстоятельства, всё более ощутимым становится и обратный эффект. В математике процессами, в которых положительно функционирующая согласно некоторому критерию качества система в определённый момент времени ввиду конкретных причин начинает функционировать отрицательно, занимается теория катастроф. О причинах неэффективности «чудес» и «феноменов» в последнее время мы сегодня и поговорим.
Наверное, все прекрасно помнят историю с «девочкой-крысой», которая спровоцировала небывалый аншлаг в Центральной Джума-мечети за несколько часов до начала пятничной проповеди. Один слух о том, что в мечети состоится демонстрация какой-то крысы, заставил не полениться и прийти многих людей, далёких от совершения молитвы. В итоге, несмотря на то, что ни одно официальное лицо о цирке в мечети не сообщало, все дружно посмеялись над мусульманами, рассказывавшими страшилки об ужасных превращениях девочек в крыс. Как сказал имам, «ну, хотя бы мечеть увидели». Это свидетельствует о примитивном уровне понимания ислама дагестанскими мусульманами, для которых надпись на баране гораздо удивительнее его самого (барана).
Медвежья услуга
Почву для работы недоброжелателей, открывающих сайты, посвящённые «опровержению» ислама через опровержение известных «чудес», предоставляет не кто иной, как мы сами. Священный Коран, несмотря на свой критический подход к каждой описанной в нём истине, открываемой наукой, охватывает её удивительнейшим образом. Во многих коранических суждениях можно наблюдать научные феномены в ясной, чёткой, простой и открытой форме, наглядно демонстрирующей полную согласованность Корана и научных фактов. К сожалению, многие деятели, которым этого, видимо, недостаточно, не справляются с соблазном, толкающим их на подгонку аятов Корана под современную науку. Подобное является в корне недопустимым. Книга Аллаха категорически запрещает, чтобы её делали следствием чего-либо. Коран был ниспослан для того, чтобы последовали за ним. Действительно, невежественный друг хуже умного врага. Подгоняя аят Корана под какой бы то ни было научный факт, мы тем самым унижаем его совершенство. Нет этого в Коране! И оно там не нужно!
Некоторые учёные-материалисты, посчитавшие нелепыми утверждения Дарвина, обвиняли последнего в подкупе религиозными кругами и работе на них. Только исламские понятия не позволяют мне обвинить в подобном подкупе неизвестного мне человека – человека, усмотревшего в описании Кораном способности одного из приближённых к пророку Сулейману (мир ему) переносить предметы на расстоянии – предсказание появления Интернета.
Подобные примеры, коих множество, вдохновили недругов на высмеивание «чудес». Найдя многое из «удивительного» не соответствующим действительности, наши недоброжелатели на этом не остановились. Стали искажаться, преподноситься неудивительными или подогнанными многие реально удивительные факты. В контексте подогнанных это стало действовать. К примеру, «уличив» мусульман в обмане по факту принятия ислама Жаком Ивом Кусто, гораздо легче заявить, что ерундой является и сам факт упоминания в Коране несмешения вод смежных морей.
Несмотря на огромное количество и позитивную роль научных феноменов Корана и других удивительных явлений, сопутствующих исламскому призыву, не следует брать их за его основу. В качестве основного катализатора призыва необходимо использовать то, что всегда им было, – врождённую склонность человека к единобожию, саму его сущность и сущность окружающего нас мира. Мы же зачастую, услышав непроверенные и сомнительные слова, оказавшие на нас впечатление, только поэтому спешим донести их до всех вокруг, ограничивая глубину потенциала исламского призыва рамками подобной ерунды. При этом мы редко задумываемся над тем, что на другого человека они могут оказать другое впечатление. Не говоря уже о том, что «удивительный факт» может оказаться ещё и неправдой. К примеру, не нужно оповещать всех своих знакомых о том, что Нил Армстронг услышал на Луне призыв к молитве, принял ислам и поселился в Ливане, прочитав об этом в сомнительной брошюрке или услышав от «своего знакомого». Каких только саркастических «опровержений» подобных «феноменов» не услышишь сегодня, вплоть до того, что Армстронг вообще не был на Луне. Приближая к исламу такими историями, мы лишь оказываем человеку медвежью услугу. Опровержение подобных фактов грозит для некоторых стать опровержением ислама.
Чудеса бывают
Нельзя перегибать палку и в обратную сторону. Чудеса есть. И есть они не для того, чтобы о них молчали. Они есть по воле Аллаха. По воле Аллаха их и обнаруживают. Остаётся лишь правильно этим воспользоваться. И то, что некоторые не считают удивительное удивительным, – вовсе не правило, а лишь исключение. Использование интересных фактов, чудес и феноменов в призыве намного более продуктивно в индивидуальном плане. И делать это необходимо с учётом знания о конкретном человеке и его восприятии. Учитывая, как продуктивно недоброжелатели ислама обыгрывают эту тему, необходимо поставить «чудесам» три жёстких условия:
1) если речь идёт о какой-либо истории, рассказывающий о ней должен быть уверен в её стопроцентной достоверности;
2) если между аятами Корана и каким-либо научным феноменом проводятся параллели, то он должен быть эмпирически установленным фактом, а не сомнительной теорией;
3) не нужно искать в Коране ответы на стоящие перед наукой вопросы и тем более заниматься подгонкой.
Да, действительно, Коран не является научным трудом по физике или астрономии. Не является он и историческим очерком, и поэтическим произведением. Он есть Слова Аллаха. А Слова Аллаха совершенны. И если усматривается в аятах Корана физика, астрономия, история или поэзия, то абсолютно естественно, что Слова Аллаха содержат их в идеальном виде. Идеальном, вплоть до того, что аяты Корана носят, можно сказать, аксиоматический характер. А идеал и совершенство – это истина, ясность и простота, которые 1400 лет назад были актуальны для диких бедуинов, стали ещё более актуальными сегодня и будут актуальны до Судного дня. И когда Всевышний Аллах сравнивает траекторию Луны с высохшей ветвью финиковой пальмы (она скручивается спиралью подобно траектории Луны, совершающей обороты вокруг Земли, а вместе с ней и вокруг Солнца) или называет эмбрион человека на разных стадиях развития «жёваным кусочком» и «сгустком» (дело в том, что арабское слово «алак», переведённое как «сгусток», невозможно перевести одним словом, и на самом деле означает «нечто повисшее и цепляющееся за что-либо» и употребляется, к примеру, к пиявкам, которые, как известно, присасываются к стенкам тела животного, что превосходнейшим образом отражает состояние зиготы), остаётся только узреть, насколько совершенным образом Он это делает (невозможно придумать более подходящих примеров). Так просто и в то же время так правильно. И когда Всевышний Аллах говорит, что «…ваши жёны – нива для вас…», остаётся лишь восхищаться: как всё просто и в то же время красиво. И когда Всевышний Аллах клянётся местом заката звёзд (или «ушедшими звёздами»), остаётся только удивляться, насколько оправдан предмет этой клятвы (по одной из версий, речь предположительно идёт о «чёрных дырах») с точки зрения данных современной науки и насколько красивы аяты Корана в плане поэтическом. И истинно: «…это Писание, в котором нет сомнения…».
Заключение
Коран – это основой источник правил идеального образа жизни, вменяемого нам в обязанность Всевышним Создателем. А какие знамения нужны идеальности?
Ислам не нуждается в подтверждениях Армстронга или Большого адронного коллайдера. Гораздо удивительнее, к примеру, обычный верблюд. Не нуждается он и в падениях небоскрёбов в «определённые» даты, и в рождении баранов с удивительными надписями, и в лае львов, и в подсчётах антонимов, многие из которых употреблены в Коране одинаковое или чётко пропорциональное количество раз, и других подобных примерах. Но если что-то из перечисленного имеет место, то хвала Аллаху, если это становится для кого-то чем-то вроде знамения. А лучшие знамения Всевышнего всегда у нас перед глазами: «Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы, как распростёрта земля? Наставляй же, ведь ты являешься наставником и ты не властен над ними. А тех, кто отвернётся и не уверует, Аллах подвергнет величайшим мучениям. К Нам они вернутся, и затем Мы потребуем у них отчёта» (Священный Коран, сура 88, «Покрывающее», аяты 17–26).
Чудо Корана не в буквах и цифрах, а в его содержании. Отчасти эти строки посвящены отстаиванию позитивной доли смысла данного утверждения. С другой стороны, они критикуют его слепую категоричность.
- 22 просмотра