«О те, которые уверовали! Если вы заключаете договор о долге на определённый срок, то записывайте его, и пусть писец записывает его справедливо. Писец не должен отказываться записать его так, как его научил Аллах. Пусть он пишет, и пусть берущий взаймы диктует и страшится Аллаха, своего Господа, и ничего не убавляет из него. А если берущий взаймы слабоумен, немощен или не способен диктовать самостоятельно, пусть его доверенное лицо диктует по справедливости. В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибётся, то другая напомнит ему. Свидетели не должны отказываться, если их приглашают. Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, вплоть до указания его срока. Так будет справедливее перед Аллахом, убедительнее для свидетельства и лучше для избежания сомнений. Но если вы заключаете наличную сделку и расплачиваетесь друг с другом на месте, то на вас не будет греха, если вы не запишете её. Но призывайте свидетелей, если вы заключаете торговый договор, и не причиняйте вреда писцу и свидетелю. Если же вы поступите таким образом, то совершите грех. Бойтесь Аллаха – Аллах обучает вас. Аллах ведает обо всякой вещи.
Если вы окажетесь в поездке и не найдёте писца, то назначьте залог, который можно получить в руки. Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернёт доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа. Не скрывайте свидетельства. А у тех, кто скрывает его, сердце поражено грехом. Аллаху известно о том, что вы совершаете» (сура «Корова», аяты 282–283).
Одним из свидетельств универсальности шариата является то, что он строго регламентирует торгово-экономические связи и долговые отношения между людьми. Давать в долг считается делом благородным, одобряемым шариатом. Коран и Сунна переполнены указаниями по этому поводу: «Кто даст в долг своему брату-мусульманину, увеличит своё богатство, ангелы пошлют ему свою милость. Если кто-либо обходится вежливо со своим должником, в Судный день пройдёт через сират мгновенно и без всяких допросов. Если же кто-то откажется дать в долг своему брату-мусульманину, тому доступ в рай запрещён».
Увлёкшись хутбами и пламенными речами о важности места Сунны в нашей жизни в деле правильного религиозного воспитания, мы зачастую забываем претворять в повседневную жизнь самые простые правила шариата. И нередко, совершая то или иное действие, не задумываемся, что тем самым впадаем в великий грех. Речь идёт о денежно-долговых отношениях, вернее, о запретном в этом, в чём большинство мусульман проявляют небрежность, но которого следует остерегаться. Сюда входит и ростовщичество; тяжесть греха его ясна из хадиса: «Один дирхем, полученный человеком за счёт ростовщичества, перевешивает собой тяжесть греха того, кто совершил прелюбодеяние тридцать шесть раз» (Ахмад).
Каждый, кто наблюдает за положением дел в экономике отдельных государств или мира в целом, может обнаружить следы разрушительной деятельности роста. За последний год западная система экономики, структурной единицей которой является ссудный процент, показала свою несовершенность в лице мирового финансового кризиса.
Основные правила
Итак, предоставление в долг включает в себя следующие пункты:
1. Точно определить срок погашения долга.
2. Записать договор (расписку) с точным указанием сроков.
3. Если расписку пишет не тот, кто берёт в долг, а другой человек, то следует диктовать берущему в долг.
4. Если тот, кто берёт в долг, не способен диктовать, то поручить диктовку доверенному лицу.
5. Обеспечить присутствие двух мужчин в качестве свидетелей, если нет двух мужчин, то одного мужчины и двух женщин.
6. Тот, кто даёт в долг, может потребовать какую-либо вещь в качестве залога.
Заверять (усиливать) процесс дачи взаём этими тремя способами (запись, свидетели, залог) желательно, но не обязательно. Некоторые учёные запись долга считают обязательным, однако большинство из них – желательным, и это более правильное мнение (см. тафсир аль-Куртуби 3/383).
Мудрость записи долга выражается в том, чтобы права человека были не утеряны, а защищены. Так как часто имеют место забывчивость и обман. Делая запись, человек оберегает себя от вероломных людей, которые не боятся Всевышнего Аллаха.
По закону шариата, получать процентную надбавку категорически запрещено, но неисключена возможность, что должник в той или иной форме отблагодарит кредитора. Например, допускается, не употребляя слова «риба», пригласить кредитора в гости и сделать ему подарок. Такие действия считаются одобряемыми шариатом (мустахиб). Но законы шариата запрещают смешивать дозволенное (халал) с процентными надбавками. В том случае если вознаграждение за ссуду используется кредитором для своих нужд (продаёт, меняет его и т. д.), даже и для благочестивых дел, оно расценивается как процентная надбавка и запрещается. В частности, шариат запрещает покупать за вознаграждение одежду и тем более совершать в такой одежде молитвенные обряды.
Если же человек дал в долг и не записал (не призвал свидетелей и не потребовал ничего в качестве залога), считается, что он не совершил греха, и на это указывает сам аят: «Но если один из вас доверяет другому, то пусть тот, кому доверено, вернёт доверенное ему и убоится Аллаха, своего Господа»(см. тафсир Са’ди 168–172). При таком доверии необходимо проявлять богобоязненность и страх перед Аллахом, как это повелевает Аллах, и вернуть доверенное (т. е. выполнить свои обязательства).
И если предоставление долга не было записано и должник отрицает, что на нём долг, или же оттягивает уплату, то пусть предоставивший долг не винит никого, кроме самого себя, так как он сам пренебрёг своими правами. Передаётся от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что мольба кредитора против должника, в случае отрицания им долга или же оттягивания, не будет принята, если он не записал дачу взаём. Посланник Аллаха сказал: «Трое обращаются с мольбами, и нет ответа на их мольбы… (и среди них) человек, который дал в долг и не засвидетельствовал это…».
Дающий в кредит может поручить доверенному лицу получить одолженную сумму от должника. Тем самым, получив долг, доверенное лицо само превращается в должника по отношению к данному кредитору. Если должник желает оставить часть своего имущества в качестве залога, то, в случае невозвращения долга, кредитор по шариату высчитывает из имущества, данного в залог, сумму долга. Должник обязан оставлять у кредитора что-либо из своего имущества или же из имущества другого с согласия владельца. Кредитор и должник не имеют права ни продавать, ни дарить имущество, оставленное в качестве залога, без согласия владельца. Но в том случае, если кредитор (по разрешению должника) продал залог, приобретённые деньги также считаются залогом. Если по истечении срока должник не возвратил долг, оставленное в залог имущество вступает в распоряжение кредитора. Однако ему лучше делать это лишь по разрешению суда.
Должник обязан вернуть кредит в определённый кредитором срок, но и дающий в долг не имеет права требовать возврата раньше истечения срока. Задерживать без причины отдачу долга шариат считает греховным поступком. Но, если у должника тяжёлое материальное положение, кредитор не имеет права требовать возврата долга, а обязан терпеливо ждать. Если должник потерял своего кредитора, он обязан раздать одолженные деньги бедным. Если же он занял определённую сумму золотом или серебром, а после этого повысились или понизились цены, счёт возврата согласуется между должником и кредитором.
Инфляция
При всём этом, в контексте отказа исламской экономической модели от процентов, не отрицается такое понятие, как «временная стоимость» денег. К моменту взятия и возврата долга деньги могут иметь различную стоимость. Так как «время» – вещь существенная в денежно-долговых отношениях и «сегодня» более ценно чем «завтра», будущие доходы дисконтируются для того, чтобы высчитать их текущую стоимость. Шариат не только признаёт временную стоимость денег, но также включает в себя множество контрактов, цель которых – обеспечить компенсацию во времени.
Один из крупнейших знатоков в области исламской экономики – Мухаммад Али аль-Гари – пишет: «Шариат признаёт стоимость денег во времени для контрактов купли-продажи, но не для кредитных операций… Компенсировать заимодавца деньгами с учётом временного фактора – нормально, но лишь пока его капитал используется для создания стоимости, равной или большей, чем та, которая компенсируется».
Заключение
И тот, кто поразмыслит над этими и другими установлениями шариата, поймёт всю широту и всеобъемлемость исламского права и полноту его стремления сохранить права людей. Аллах Всевышний, пречист Он от всяких недостатков, повелевает владельцу имущества беречь его и не способствовать потере даже его малой части. Ведь Он говорит: «Не тяготитесь записать договор, будь он большим или малым, с указанием его срока».
Существует ли какой-либо закон, который совместил бы религиозную и мирскую пользу таким совершенным образом, как это сделал шариат ислама? И может ли кто-нибудь предоставить более совершенный закон, чем этот? Истину сказал Аллах, говоря: «Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убеждённых?» (аль-Маида, 50).
Мы просим Аллаха, чтоб Он укрепил нас на Его религии до тех самых пор, когда мы встретим Его.