[ Источники исламского права ]

Невежество относительно шариата как системы права – черта, почти в равной степени присущая как сторонникам ислама (образа жизни), так и его противникам. Невежество это, конечно, не стоит на месте. Если раньше единственным источником знания о шариате (исламе) было «мулла сказал», то сегодня даже далёкие от ислама люди научились требовать ссылку на аят или хадис.

Причём неважно, знают эти люди, что такое хадис, или не имеют понятия. Как правило, не найдя среди аятов и хадисов точного упоминания обсуждаемого явления, они делают вывод, что в «шариате этого нет». Такая аргументация зачастую служит «веским доводом» средневековости, полного догматизма и, соответственно, неактуальности шариата для современного человека.

Как­-то известный в России адвокат Михаил Барщевский спрашивал в эфире радио «Эхо Москвы» имама одной из московских мечетей, где он может приобрести законы шариата в книжном виде. На что второй долго пытался объяснить разницу между источниками исламского закона и самим законодательством.

На самом деле, Коран и Сунна не есть исламское право как таковое. Это лишь два его основных источника, которые как содержат в себе непосредственные правовые нормы, так и программируют другие механизмы их извлечения из своих текстов. Причём установки Корана и Сунны зачастую носят общий характер, который всегда позволяет правовым шариатским инструментам учитывать современную действительность. В данной статье (в двух частях) мы коротко рассмотрим основные источники-инструменты исламского права (фикха). 

 

Коран…

 

…это Речь Всевышнего Аллаха, не нуждающаяся в доказательствах того, что она является источником знания о Его Воле и, соответственно, источником шариата. Аллах говорит: «Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных» (сура «Корова», аят 2); «В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение» (сура «Корова», аят 185); «Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь» (сура «Перенос ночью», аят 9); «Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа» (сура «Преграды», аят 3).

Положения Корана могут носить как общий характер, регламентируемый разъяснениями и исключениями Сунны и других шариатских доказательств, так и частный, конкретный. Книга Всевышнего Аллаха содержит в себе нормы всех подразделов исламского права, которые делятся на два главных раздела: 'ибадат (отношения человека со Всевышним: молитва, пост, закят, хадж…) и му'амалят (взаимоотношения людей между собой: брак, торговля, уголовное право, государственная политика, судебное право…). 

Примеры аятов Корана, содержащих правовые нормы: «Но Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (сура «Корова», аят 275); «Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путём торговли по обоюдному вашему согласию» (сура «Женщины», аят 29); «…то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трёх, четырёх. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной…» (сура «Женщины», аят 3); «Тех, которые обвинят целомудренных женщин и не приведут четырёх свидетелей, высеките восемьдесят раз» (сура «Свет», аят 4); «Если вы заключаете договор о долге на определённый срок, то записывайте его» (сура «Корова», аят 82)…

Наука «Усулю­ль­фикх» строго регламентирует правила указаний текстов шариата на все пять видов правовых шариатских норм: запрет, нежелательность, дозволенность, желательность и обязательность.

 

Сунна

 

Слово «сунна» имеет несколько шариатских значений, согласно более общему из которых Сунна – это «всё, что исходит от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) из слов, действий и одобрения, кроме Корана».

Подтверждением правообразующей сущности Сунны является Коран: «Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху» (сура «Женщины», аят 80); «Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику» (сура «Добыча», аят 20); «Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение» (сура «Сонмы», аят 36); «В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас» (сура «Сонмы», аят 21); «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (сура «Собрание», аят 7).

Примеры хадисов, указывающих на правовые нормы: «Передают, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если двое людей заключают торговую сделку, то каждый из них имеет право расторгнуть её до тех пор, пока они не разошлись и находятся вместе. Если один из них предлагает другому условия и он соглашается на них, после чего они заключают сделку на этих условиях, то сделка считается заключённой. Если они расходятся после заключения сделки и ни один из них не пытается её расторгнуть, то сделка также считается заключённой» »(Аль­Бухари, Муслим); передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Бракосочетание недействительно без опекуна невесты» (Ат-Тирмизи и др.); передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Первым, о чём люди будут спрошены в День воскресения, будет пролитая кровь» (Аль­Бухари, Муслим).

Сунна подтверждает аяты Корана, разъясняет их, регламентирует правила частных исключений из общих положений Корана, а также устанавливает нормы, не упомянутые в нём.

Правовые нормы шариата выводятся из Корана и Сунны на основе множества правил, связанных с природой арабского языка и логическими инструментами совмещения контекстов текстов первоисточников и их указаний. 

 

Иджма'…

 

…это единогласное мнение учёных-муджтахидов, живущих в один период времени, пришедших к согласию в каком-либо из положений шариата после смерти Пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Свидетельствами об иджма'как об источнике праваявляются Коран и Сунна. Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас» (сура «Женщины», аят 59). Словосочетание «обладающие влиянием» в данном контексте имеет несколько смыслов, в том числе подразумевает и учёных-муджтахидов. Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Моя умма не соберётся на заблуждении» (Ибн Маджа).

Иджма' не устанавливает норм, указаний на которые нет в Коране и Сунне. Она лишь утверждает однозначную правовую трактовку положений этих двух основных источников шариата.

 

Кияс…

 

…это суждение по аналогии в положениях, относительно которых нет текстов шариата (Корана и Сунны), с положениями, относительно которых такие тексты есть.

Доказательством правомерности использования кияса являются Коран, Сунна и единогласное мнение сподвижников Пророка, которые его практиковали. Всевышний Аллах сказал: «Если же вы станете препираться о чём-­нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» (сура «Женщины», аят 59). Веление обращать неясные вопросы к Аллаху и Его Посланнику – это приказ следовать киясу. Посылая своего сподвижника, Муаза, в Йемен, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил его о том, как он поступит, если не найдёт решения по какому-­либо вопросу непосредственно в Коране и Сунне. Муаз ответил, что проведёт собственный иджтихад (правовое суждение на основе текстов шариата). На что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Хвала Аллаху, Который направил посланца посланника Аллаха к тому, чем доволен посланник Аллаха» (Абу Дауд, Ат-Тирмизи).

Говоря о киясе, учёные выделяют четыре основных пункта (к которым привязывают шариатские условия): 1) асль – положение, с которого проводится аналогия; 2) фар' – положение, на которое проводится аналогия; 3) хукм – правовая норма первого положения, которая распространяется на второе; 4) 'илля – общая основа двух положений, связывающая их, являющаяся причиной предписания шариатом данной правовой нормы.

В качестве наиболее простого и понятного примера кияса можно привести следующий. Аллах говорит: «Воистину, вино (опьяняющие напитки), азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны» (сура «Трапеза», аят 90). Данный аят запрещает употребление вина. Причина запрета – свойство вина, которое приводит к опьянению человека. Таким же свойством обладает, к примеру, пиво, на которое, соответственно, также распространяется запрет. Таким образом, если спроецировать данный пример на четыре пункта, изложенных выше, то в данном случае асль – это употребление вина, фар' – употребление пива, хукм – запрет и 'илля – опьянение.    

 

Заключение

 

В данной статье были кратко описаны четыре основных источника шариата, указания на которые в их последовательности согласно доказательной силе содержится в одном аяте Корана: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём-­нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» (сура «Женщины», аят 59). Всего же источников-­инструментов шариата насчитывается более десяти: Коран, Сунна, иджма', кияс, истихсан, масляха мурсаля, 'урф, садду зараи', истисхаб, иджма' четырёх праведных халифов и некоторые другие. Остальным шариатским доказательствам, знакомство с которыми для обывателя особенно важно и полезно в наши дни, иншаАллах, будет посвящена статья одного из следующих номеров газеты.

Использованная литература:

1. Умар Сулейман аль-Ашкар «Аль­вадыху фи усули ль­фикх».

2. Аль­Джизани «Му'алиму усули ль­фикхи 'инда ахли с­суннати ва ль­джамаа».

3. Вахба аз­Зухейли «Аль­ваджиз фи усули ль­фикх».

Номер газеты