«Несмотря на то, что нет ни одного аспекта европейского развития, где не прослеживалось бы решающее влияние исламской цивилизации, нигде оно не является таким ясным и таким важным, как в происхождении той энергии, которая составляет постоянную отличительную силу современного мира и высший источник его победы – естественных наук и научного склада ума» (Робер Бриффо). К причинам упадка исламской цивилизации мы обязательно вернёмся (иншаАллах). Сегодня же я хочу остановиться на отношении мусульман к знанию и роли, которую отводит знанию религия Аллаха.
Главным катализатором исламской активности всегда был институт единобожия, наполняющий человеческое существование смыслом. Именно осознание смысла жизни, как промежуточного и ограниченного во времени этапа на пути достижения высшей цели, приводило наших праведных предшественников к непрерывному созиданию. Поиск знания, как и стремление к социальному благополучию и справедливости в обществе, были важными составляющими этого созидания. Ислам не делит знание на «религиозное» и «нерелигиозное» – ислам различает его только по приоритету. Другое дело, что шариатское знание актуально (приоритетно) всегда.
Исламские учёные прошлого не были знатоками исключительно шариатских наук. Они изучали физику и математику, знали медицину, разбирались в политике и экономике. К изучению протекающих вокруг жизненных явлений и процессов их толкало знание и всестороннее понимание божественного закона – шариата. К примеру, социальная справедливость и благополучие, установление которых является обязанностью исламской общины, невозможны без экономически сильного государства. Поэтому политика и экономика должны изучаться мусульманами и взвешиваться на весах шариата.
Программа-минимум
Несмотря на то что нам, мусульманам, надо активно изучать экономику, политику, социологию, психологию... более всего на данный момент мы нуждаемся в изучении ислама. Рядовой «соблюдающий мусульманин», как правило, не имеет даже элементарных знаний о религии Аллаха. Когда мы слышим, что призыв к исламу – это обязанность каждого мусульманина, первая мысль, которая приходит нам в голову: «Как я буду призывать других, если сам ничего не знаю?» Что же в таком случае отличает нас от других людей?
Образование – неотъемлемая составляющая жизни практически каждого человека. Минимум этой составляющей – программа средней школы. Для чего человек тратит огромную часть своего времени на получение образования? Для последующего благополучного существования. Так не более ли достойно изучения и траты времени исламское знание? Знание, которое (по милости Аллаха) способно обеспечить благополучное существование как в этом мире, так и в вечном? Давайте попытаемся составить исламский вариант минимальной образовательной программы, доступной на сегодняшний день каждому дагестанцу.
Чтение Корана
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Верующий, который читает Коран, подобен сладкому лимону, обладающему приятным запахом и вкусом; верующий, который не читает Коран, подобен финику, не обладающему запахом, но сладкому на вкус. Лицемер, читающий Коран, подобен базилику, обладающему приятным запахом, но горькому на вкус; лицемер, не читающий Коран, подобен колоквинту, не обладающему запахом и горькому на вкус». Пророк также сказал: «Читайте Коран, ибо поистине, в День воскресения он станет заступником для тех, кто его читал».
До нас дошло огромное количество хадисов, в которых говорится о достоинствах чтения Книги Аллаха. Мнение о том, что мусульманин не получает награды за чтение Корана без понимания, является распространённым заблуждением. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что каждая прочитанная буква Корана подобна одному доброму делу. И приводил в пример отдельные буквы арабского алфавита, с которых начинаются многие суры, точное значение которых (букв) неизвестно никому, кроме Всевышнего Аллаха. Если же чтение даётся человеку с трудом, то он, согласно одному из хадисов, получает двойную награду.
Коран – это врата исламского знания, в которые вошли абсолютно все исламские учёные. Для того чтобы научиться читать Книгу Аллаха, не требуется неимоверных усилий. Достаточно двух-трёх получасовых уроков в неделю в течение нескольких месяцев.
Арабский язык
Путь к изучению первоисточников шариата и всех фундаментальных трудов исламских учёных лежит через изучение арабского языка. Кроме того, у знающего арабский автоматически появляется широкий набор возможностей для пополнения багажа знания и богобоязненности: большой выбор литературы, прослушивание лекций авторитетных учёных, информация с их персональных интернет-сайтов и многое другое.
Умар ибн аль-Хаттаб говорил: «Изучайте арабский язык и обучайте ему других». Имам аш-Шафии сказал: «Каждый мусульманин должен изучать арабский язык в меру своего усердия, чтобы свидетельствовать на нём, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и Посланник, чтобы читать на нём Книгу Всевышнего Аллаха и произносить слова Его поминания».
Эпохальным преобразованием Халифата, послужившим толчком к развитию исламской науки и мысли, стало провозглашение единого государственного языка. В последующем не только арабы, но и все последователи ислама были объединены языком Посланника Аллаха (мир ему и благословение) как языком научной мысли. Филология арабского языка стала обязательной научной дисциплиной в системе общего образования. Все изыскания по важнейшим наукам, таким как математика, астрономия, химия, физика и т. д. (не говоря уже о шариатских науках), осуществлялись на арабском языке.
Если обратиться к истории, станет видно, что всякий раз, когда из мусульманского общества вытеснялся арабский язык, оно подвергалось моральной деградации и воздействию вражеской военной и политической экспансии. Те мусульманские общества, которые не владеют арабским языком, как правило, являются менее всего образованными в исламе. Такая малообразованность, в свою очередь, делает их более подверженными отклонениям от правильного пути. Это известно врагам ислама, которые проделали огромный труд по отрыву мусульман от арабского языка и Корана. Ещё в период французской оккупации Алжира руководство Франции заявляло: «Мы никогда не сможем подавить алжирцев, пока они читают Коран и говорят на арабском. Поэтому нам следует устранить в их среде оригинальный Коран и изъять арабский язык из их речи».
К несчастью, эту идею удалось воплотить в реальность светскому лидеру Турции Кемалю Ататюрку. Развалив исламский Халифат, он распорядился, чтобы Коран читался только на турецком языке, в том числе и в молитвах, заменив арабский алфавит на латинский.
Язык Корана был широко распространён и в Дагестане. К началу XX в. здесь выходили периодические издания на арабском языке, такие как газета «Джаридату Дагестан», журнал «Баян аль-Хакаик». На арабском языке дагестанские учёные писали книги и стихи, многие из которых хранятся в рукописном фонде ДНЦ РАН и историко-этнографическом музее.
Советская политика по искоренению всего исламского и арабского привела к тому, что на сегодняшний день дагестанское общество забыло арабский язык и абсолютно им не интересуется. Возрождение культуры арабского языка – это то, что нам сегодня реально под силу. Это то, что может дать новый толчок исламскому призыву в Дагестане. Тот, кто считает, что ему уже поздно изучать арабский язык, может обучить ему своих детей. Каждый мусульманин, изучающий сегодня арабский язык, вносит вклад в распространение Слова Аллаха.
Другие направления
Говоря о минимуме знаний об исламе, доступном каждому мусульманину, сегодня нам приходится обращаться к той литературе, которая имеется на русском языке. «Общее представление об исламе» – интересная книга Али ат-Тантави, в которой он в доступной и довольно оригинальной для этой тематики форме объясняет как основные принципы исламского вероубеждения, так и некоторые проблемы, постигшие современных мусульман.
На русский язык переведены прекрасные книги по жизнеописанию Посланника Аллаха (мир ему и благословение), которые можно легко найти в продаже и в интернете. Лучший вариант – аль-Мубаракфури.
Сборник сорока хадисов имама ан-Навави, прокомментированный одним из современных учёных, тоже очень полезный труд, который может дать фундаментальные знания по основам ислама. Выбранные имамом сорок хадисов охватили весь ислам. Исламское знание особенно хорошо усваивается, когда оно связано с первоисточниками (в данном случае – с хадисами).
В минимальную программу я также предлагаю включить заучивание и осмысление толкования последней – тридцатой – части Священного Корана. Из того, что есть на русском языке – тафсир Корана Абд ар-Рахмана Саади и тафсир джуза Амма (тридцатая часть) Саида Кутба.
Есть на русском языке и замечательная книга по нравственности и воспитанию исламского духа – «Наставление верующим» аль-Касими, а также маленькая книжка, посвящённая поминанию Аллаха в различных жизненных обстоятельствах, – «Крепость мусульманина».
И последняя книга, которую я настоятельно советую всем без исключения, – «Что потерял мир по причине упадка мусульман» Абу-ль-Хасана ан-Надви. Это захватывающая, полная аналитики история исламского мира, которая не оставит равнодушным никого.
Заключение
«В основе своей знание приобретается путём его преподавания и перенимания у учителей, тесного общения с шейхами и его восприятия из уст знающих людей, а не из написанных страниц и книг…» («Хильйат талиб аль-‘ильм»). Получать исламские знания необходимо из уст преподавателей, которые могут ответить на вопросы и рассеять возникающие сомнения.
Упомянутые выше книги нужно не просто пролистать. Их необходимо изучить, подобно тому как мы изучали школьные дисциплины. И если изучение с преподавателем будет проходить в форме: урок – домашнее задание – ответ, это будет лучшим способом научиться призывать окружающих к религии Аллаха. А наиболее способные ученики после соответствующей оценки учителя должны будут передавать знание дальше (это касается и арабского языка). Думаю, «собранный минимум» уже очень скоро придётся пополнять. А может, и перейти на фундаментальные труды на арабском языке. И да поможет нам Аллах.
Номер газеты
- 102 просмотра