Случаи разногласий вокруг строительства мечетей и выборов имамов у нас не редкость. Откуда появилась возможность для дискуссий по поводу вопроса, регламентированного нормами шариата полторы тысячи лет назад? Тут всё просто и сложно одновременно. Просто потому, что все правила выборов имамов и выбора места для строительства мечетей и молельных комнат расписаны и в законах ислама, и в законах светского государства, в котором мы живём. Сложно потому, что большинство мусульман не знают этих законов.
Необъективная трактовка законов шариата и России по вопросу выбора имама мечети теми из мусульман, кто обладает влиянием на умму Дагестана, вводит её в заблуждение и создаёт предпосылки для нарушения принципа избираемости имама местной общиной, при соблюдении которого имамом становится наиболее достойный.
Как же это происходит?
Выборы имамов, как правило, происходят в пятницу до джума-намаза. Большинство мечетей Дагестана в пятницу бывают переполнены, люди молятся даже на улице, и никого не удивляет столпотворение мусульман перед мечетью. Заинтересованная группа мусульман заранее заполняет внутренний зал мечети своими людьми, а не подозревающие ни о чём местные прихожане устраиваются во дворе. Когда приходит действующий имам мечети, то кто-то из первого ряда встаёт и, покритиковав его, предлагает выбрать нового имама. Пока ошарашенный имам приходит в себя, наскоро проводится открытое голосование. «Оранжевые революционеры» отсчитывают абсолютное большинство количества рук, поднятых за нового кандидата, в то время как «оппозиция» спокойно сидит на улице, терпеливо ожидая начала джума-намаза. Те из прихожан, которые сидят внутри мечети, оказываются оттеснёнными к выходу, а иногда и на улице, если начинают протестовать против «законных выборов». В тех мечетях, где община сплочённая, в следующую пятницу происходит обратный процесс – и «новоизбранного имама» отправляют туда, откуда он пришёл. Как это недавно произошло в пос. Ленинкент.
При полном взаимопонимании и взаимоподдержке джамаата данного села/поселения «план А» больше не срабатывает. Но если село/поселение не едино и джамаат разнороден, то вступает в силу «план Б». По этому плану заинтересованная в разметке и расширении своего владения/влияния группа мусульман начинает строить вторую джума-мечеть в этом селе/поселении. Никакие доводы о запрете на расслоение уммы, на совершение джума-намаза в двух мечетях, когда все сельчане помещаются в одной, о нарушениях статей федерального закона и Конституции РФ до людей, стоящих за такими «переворотами», не доходят. Например, в Ботлихе, в Микрорайоне, с начала месяца Рамазан (осень 2007 г.) работает мечеть, построенная во дворе районной больницы. Так как находится она на земле харима (общинная земля, где запрещено строительство) и строилась как молельная комната и место для омовения умерших, мусульмане селения были введены в заблуждение относительно предназначения здания. По словам ботлихцев, имамом в этой мечети, где проводят и таравих-намаз (суннат-намаз после ночного намаза, ежедневно проводимый в месяц Рамазан), и джума-намаз (пятничный намаз), работает направленный ДУМДом Абдулгафурил Мухаммад, что подтвердил и пресс-секретарь ДУМДа Магомедрасул Омаров.
А как надо?
Как разъясняет известный алим Дагестана Идрис-хаджи Исрапилов, имам джума-мечети Махачкалы по ул. Малыгина, «согласно нормам шариата, кази (имама мечети) выбирают мусульмане, живущие в данном поселении и посещающие эту мечеть. Джамаат может выбрать совет мечети и доверить этому совету назначение имама. Никто со стороны не может прийти и назначить имама. Но может рекомендовать кандидата. Предводитель мечети должен призывать мусульман к соблюдению норм ислама, а если никто его не слушает, то как и кому он будет разъяснять религию Аллаха? Единственное, что он будет делать, – так это руководить молитвой – и всё».
А что же говорит по этому поводу закон светский? Религиозная организация есть добровольное объединение граждан. В любом населённом пункте не менее десяти человек могут собраться, подготовить пакет документов, выбрать себе председателя, органы управления и зарегистрировать свою религиозную организацию. Далее они имеют право на получение земли и разрешительных документов на строительство культового здания. Построенная мечеть является собственностью данной религиозной организации (ст. 21 ФЗ № 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Учредители местной религиозной организации выбирают и назначают себе имама мечети. Кроме как по решению суда, ни государственный орган власти, ни общественная или другая организация не имеют права вмешиваться во внутренние дела мечети и её собственника в лице местной религиозной организации (ст. 14 ФЗ № 125). Если же мечеть давно построена, то мусульмане поселения просто регистрируют свою религиозную организацию и дом Аллаха как, например, местную религиозную организацию «Мечеть г. Каспийска».
Объединение – дело добровольное
В свою очередь местные религиозные организации, объединившись, могут создать централизованные (республиканские) религиозные объединения для защиты собственных интересов. Для этого три и более мечети, зарегистрированные как местные религиозные организации, должны провести учредительное собрание и подать заявку на регистрацию. Однако в РД действует Закон «О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях», в ст. 10 которого написано, что «в Республике Дагестан не может быть зарегистрировано более одной республиканской религиозной организации одного и того же вероисповедания». Эта норма противоречит Конституции РФ. Аналогичная норма закона, принятого в Республике Татарстан, была отменена Конституционным судом в 2001 году. Хотя в самом Татарстане действует только одна республиканская религиозная организация, в соседнем Башкортостане, в Мордовии, Ульяновской области и т. д. их по две.
Добровольное вступление в религиозную организацию означает и то, что никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём (Конституция РФ, ст. 30, п. 2). Заявления же сотрудников Управления Федеральной регистрационной службы по РД о том, что «любая мечеть входит в состав ДУМД», которые они делают каждому регистрирующему религиозную организацию и мечеть, противоречат этому принципу добровольности, закреплённому и в законе о свободе вероисповедания, и в Основном законе страны. Иное дело, когда мечети добровольно регистрируются своими учредителями как филиал централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Дагестана».
P. S. Что же в управлении мечетью такого привлекательного? Согласно Корану и сунне Пророка (с.а.с.), намаз желательно и очень хвалимо (перед Аллахом) делать в мечети с джамаатом. Коллективный намаз надо делать ежедневно пять раз в день. Получается, люди собираются сто пятьдесят раз в месяц. Добровольно, без принуждения и затрат на организацию собрания. И на таких собраниях общественные организации, партии и другие заинтересованные группы людей получают возможность манипулировать сознанием верующих, используя проводником «новых идей» их религиозные чувства. (В качестве примера читайте «Однажды в Америке» – о событиях, происходивших в США в 80-х гг.) ]§[
- 220 просмотров