С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду (с.а.с.), его семье и всем, кто последовал за ним вплоть до Судного дня!
А затем... Иблис (А\'узубиЛлягь!) усердствовал и продолжает сеять вражду между мусульманами для привнесения бид\'а (новшества) и создания различных сект. Ещё в VI веке шейх имам аль Джаузий (р.а.) составил свою книгу «Тальбис Иблис». Тальбис (от слова «ляббаса») означает «покрывать что-то чем-то». Так иблис покрывает истину ложью, словно покрывалом, и люди думают, что покрывало и есть истина, когда на самом деле это – ложь!
Поэтому свою книгу Ибн Джаузий назвал «Тальбис Иблис», показав в ней, как шайтан работает с людьми, вводит их в заблуждение, в различные бид\'а и новшества.
Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузий (не путать с Ибн Къаюм аль-Джаузия (р.а.), учеником Ибн Таймии (р.а.)) родился 510 г. х. и скончался в 597 г. х. в возрасте 87 лет. Жил он в Багдаде и похоронен там же 12 Рамадана. На его джаназа от огромного столпотворения многие вынуждены был прервать пост из-за чрезмерной жары. Родословная аль-Джаузий восходит к первому праведному халифу АбуБакру (р.а.) из курайшитского племени Бану тейм. Отец его скончался, когда мальчику было 3 года. Как и многие учёные того времени, он вырос сиротой.
Имам Аз-Захьабий (р.а.) отзывался об Ибн Джаузий так: «Имам, учёный, хранитель, учёный Ирака и проповедник горизонтов», т. е. как о человеке, чьё наследие распространилось на века и территории. А Ибн Раджаб (р.а.) сказал о нём: «Хафиз, муфассир, аль-факъих, проповедник, шейх своего времени и имам своего поколения». Ибн Касир (р.а.) сказал о нём: «Один из учёных, он достиг огромных вершин знания, он выделялся среди остальных, он написал своей рукой 200 томов трудов».
Поэтому нет ничего удивительного, когда мы говорим об имаме Мухаммаде атТабари (р.а.). Когда после смерти собрали все его труды, то оказалось, если разделить количество страниц на дни его жизни, он должен был каждый день, начиная с рождения, писать 14 страниц!!! Но многие труды Ибн Джаузий оказались погубленными, когда Багдад пал под ударами монголов. В то время книги сжигали и топили в реке Диджля.
В мечети послушать его проповедь собиралось более 100 тысяч человек, и люди плакали во время них. Однажды к Ибн Джаузий пришёл человек и сказал: «Через несколько дней будет ийд аль-Адха. Шейх, сделай хутбу о достоинствах освобождения рабов в исламе, потому что я раб и мой хозяин вот уже более 10 лет не отпускает меня из рабства: и выкупиться не даёт, и не освобождает меня». И шейх согласился. Когда он вышел на ийд с проповедью, то не сказал ни слова об освобождении рабов.
Год спустя шейх снова выступил на минбаре, на этот раз – с проповедью, целиком посвящённой освобождению рабов, разъясняя превосходство поступка над другими праведными поступками в исламе. По завершении хутбы к нему подошёл тот человек, раб: «Джазака Ллахьу хайран, шейх, я благодарен тебе! Мой хозяин, послушав тебя, дал мне свободу. Но почему ты не сделал это год назад?» «Ты свободен ради Лика Аллаха, – ответил Ибн Джаузий. – Я не мог проповедовать то, чего не делал сам». Оказалось, что он целый год копил средства на то, чтобы купить какогото раба и освободить его. СубхlанаЛлагь!
Когдато шейха ульИслам ибн Таймию (р.а.) прозвали Такъиютдин, имама анНавави (р.а.) – Мухьиютдин. Все великие учёные, которым давали прозвище Джамалютдин, не любили этого. Имам анНавави сказал: «Я никогда не прощу того, кто сказал мне Мухьиютдин!», т. е. того, кто оживляет религию. Почему? Потому, что это положение не соответствует шариату. Свят Аллах! Религия и так жива и не нуждается, чтобы кто-либо её оживлял. Даже будучи древним стариком, Ибн Джаузий обращался к Аллаху с ду'а: «О Господь! Поистине у меня очень большое стремление к знаниям, но мой возраст подходит к концу. Дай мне отсрочку, чтобы я получил больше из этого знания». И это был пример нравственности исламских учёных. Они не останавливались на достигнутом, а шли дальше, считая ничтожно малым приобретённые ранее знания.
Во вступлении к книге «Тальбис Иблис» автор повествует о том, насколько сильно распространился джахль – неведение, безграмотность среди людей. И знание ушло. Даже в наше время, когда широко распространились все средства для получения знаний, такие, как Интернет, книги... Но разве вместе с этим увеличились знания? Нет! Знание стало уменьшаться с каждым днём, с каждым часом. Шейх Ибн Джаузий начал свою книгу с упоминания о достоинствах акъля, разума человека: «Нет никакого сомнения в том, что акъль – самая величайшая милость Аллаха, которую Он даровал ему». Почему? Чем отличаются люди от животных? Альхьайванат – животное, у которого есть тело и душа, как и у человека, но у человека, в отличие от животного, есть разум. Именно поэтому животное не является мукалляф – ему не предписаны намаз, пост и все остальные виды поклонения Всевышнему Аллаху, как это предписано человеку. И вместе с акълем на человека ложится великая ответственность – следовать за религией, которую Аллах установил на этой земле! Человек достигает истину через понимание, которое приходит посредством осмысления, посредством его акъль. Но, безусловно, никто не имеет права поклоняться Аллаху, исповедовать религию, сообразуясь лишь со своим разумом, подобно членам секты му'тазилля, которые считали, что акъль стоит выше накъль (откровения) от Аллаха. СубхlанаЛлагь! При помощи акъль мы способны постигнуть лишь явное, рациональное, но следовать религии Аллаха можно только через накъль – Коран и Сунну саляфов нашей уммы. Ибн Джаузи сказал следующее: «Я ставлю своей главной целью разрушить козни иблиса». Так же он сказал: «Я хочу объяснить людям те заблуждения, в которые вводит иблис людей. Для того чтобы они не попадались на его уловки». Однажды Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Я предостерегаю вас от долин, чтобы человек не оставлял города и не уходил в долины. От того, чтобы человек выходил из джамаата. И вы должны держаться джамаата и мусульман, которые находятся на правильном пути и придерживаются мечети». Таким образом, Пророк (с.а.с.) предупреждал нас от одиночества, ибо оно опасно для человека без знаний.
Суфизм появился тогда, когда люди, желая отстраниться от мирского, роскоши и разврата городов и правителей, совершали зухьд (аскетизм). Они уходили в пустыню, облачались в свои накидки, полагая, что тем самым приближаются к Аллаху. Но шайтан пришёл ко многим из них. Ктото отверг его, а те, кто принял, впоследствии основали хьаракаты – кружки, эти тарикъа. А люди присягали им и следовали за ними. А'узубиЛлягь! Нет сомнений в том, что это от шайтана. И мы должны остерегаться этого пути. Человек не имеет права уходить в долины, отстраняясь от остальных мусульман, кроме как во времена фитны. У Посланника Аллаха спросили: «О Посланник Аллаха, как нам быть в то время, когда не будет ни правителя, ни джама'а, ничего?» Пророк (с.а.с.) ответил: «Пусть уединятся те из вас, кто будет в это время, и держатся корневыми зубами за дерево», чтобы их не постигла эта фитна. Во времена сахабов началась фитна, которая коснулась Али (р.а.), Муавия (р.а.) и др., о которой мы говорим лишь для того, чтобы напомнить, что это случилось. АльБухари передаёт хадис от Умара бин Саид ибн Абу Вакъкъаса (р.а.): «Саид ибн Аби Вакъкъас (р.а.), когда началась эта фитна, построил свой дом в долине аль-Акъикъ и уединился от Медины на расстоянии более 10 км и больше не входил в город до окончания фитны. В один момент Саид увидел из своего дома человека, скачущего на коне. Посмотрев на него, Саид сказал: «Я прибегаю от зла этого путника, который скачет ко мне». По приближении оказалось, что это Умар, родной сын Саида. Умар слез с коня и сказал: «О отец! Неужели ты доволен быть бедуином со своим стадом, а люди в Медине борются за власть между собой?» Саид ударил сына в грудь кулаком и сказал: «Замолчи! Я слышал, как Пророк (с.а.с.) сказал: «Поистине Аллах любит чистого раба, скрытного и богобоязненного»». Имея в виду того, в ком есть ихляс, искренность – когда человек всё делает ради Аллаха. И саляфы говорили: «Тот человек, который видит в своих поступках ихляс, больше всех нуждается в этом ихлясе».
Очень часто человек думает, что совершает праведный поступок искренне, ради Аллаха, но нередко оказывается наоборот. А'узубиЛлягьи мин хаза! И поэтому мы знаем, что уединение от людей, от фитны является лучшим средством, когда есть искушение для них, для джамаата. Также приводится от Абу Зарра аль-Гьифарий о том, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Двое лучше, чем один; трое лучше, чем двое; четверо лучше, чем трое, и вы должны придерживаться джамаата. Поистине Всевышний Аллах никогда не объединит мою умму не иначе, как на прямом пути». Пророк (с.а.с.) сказал: «Эта умма никогда не объединится в заблуждении». И здесь имеется в виду иджма (единогласное мнение) учёных ахль ассунны валь джама'а. Пророк (с.а.с.) сказал: «Поистине те, которые были до вас, иудеи и христиане, разделились на 72 течения, и поистине эта умма разделится на 73 течения, 72 из которых в Огне, и одна группа – в Раю. И это джама'а, это единение мусульман». Пророк (с.а.с.) сказал: «Это те, которые были на том, чего придерживаюсь я и мои сподвижники». Хотя Бухари и Муслим не привели этот хадис в своих сборниках, но мы признаём его достоверность! Некоторые, следующие за своими страстями, пытаются отвергать слова
Посланника (с.а.с.), этот хадис, аргументируя тем, что его нет в этих сборниках. Пророк (с.а.с.) сказал: «Поистине выйдут из моей уммы люди, народы, и вместе с ними будут идти их страсти точно так же, как собака бежит рядом со своим хозяином». Приводится от Абдуллы ибн Мас'уда (р.а.): «Если человек будет совершать малое количество сунны – это лучше, чем если он будет совершать огромное количество бид'а». Мы видим многих людей, совершающих бид'а искренне, например делая сутками выдуманный зикр, но будучи при этом убеждёнными, что они на истинном пути.
Пророк (с.а.с.) предостерегал нас от этого! Убайя ибн Ка'аб (р.а.) сказал: «В Судный день Аллах запретит огню прикасаться к тому из своих рабов, который придерживался Сунны Пророка (с.а.с.) и его сподвижников и глаза которого увлажнялись при поминании Аллаха». Приводится от Ибн Аббаса (р.а.): «Если человек посмотрит на человека из ахль сунна валь джама'а, то это приближает его к Сунне». Если человек смотрит на учёных, берёт от них знания, то это приближает его к Сунне. И в вопросе о том, как уберечься от бид'а, он пояснил, что необходимо совершать поклонение таким образом, каким нам предписал Посланник Аллаха (с.а.с.).
Один из великих учёных ислама – имам аль-Авза'ий ((р.а.) родился в 88 г.х. – скончался в 157 г.х.) сказал: «Проявляй терпение касательно Сунны и остановись там, где остановились эти люди, и говори то, что говорили они». Кого и что он имел в виду? Он сказал: «Терпи в отношении Сунны», т. е. придерживайся Сунны настолько, насколько ты сможешь; останавливайся там, где останавливались сподвижники, т. е. не выдумывай от себя ничего в этой религии; скажи то, что говорили они, и остановись; прекрати делать то, чего не делали они, и следуй путём твоих праведных предков». Суфьян асСаурий ((р.а.), род. в 97 г.х. – умер в 161 г.х.) – человек, первый достигший степени правителя правоверных, великий мухаддис, один из учеников табиинов, сказал: «Аллах примет слово не иначе, как через поступок. И слова, и поступки не будут праведными не иначе, как через праведные намерения. А всё вместе: намерение, поступок и слова не примет Аллах, если они не будут соответствовать Сунне Пророка (с.а.с.)».
Это был ответ мурджи'итам, которые считают, что человеку достаточно говорить словами, но необязательно подтверждать делами. Современные мурджи'а придерживаются таких же взглядов и зачастую говорят: «Достаточно нам шахьады, достоинства шахьады, и если человек в этом убеждён, то не надо переживать, т. к. Аллах простит ему все грехи». В этих словах мурджи'а очевидно их заблуждение! Также передаётся, что Аюб Ассихьтаяний (р.а.), великий табиин из младших поколений табиинов (родился в 68 г.х.), сказал: «Когда мне сообщают о смерти человека ахль сунна, то я как будто потерял одну из своих конечностей». СубхlанаЛлагь! Он также сказал: «Поистине радость новообращённых мусульман будет заключаться в том, что Аллах даст им возможность получать знания у людей Сунны и джама'а». Также передаётся, что Ибн Шауза (р.а.) сказал: «Поистине милость Аллаха молодому человеку, который стал придерживаться этой религии, заключается в том, чтобы он взял себе в братья человека, который придерживается Сунны, и Аллах поможет ему в этом». Суфьян асСаурий сказал: «Ищите у ахль сунна блага, используйте их благо, потому что они – гъураба, они путники, они странники в этой дунья». Пророк (с.а.с.) сказал: «Ислам пришёл чуждым, и он возвратится чуждым, так же, как появился. Туба (дерево в Раю) – чужакам». Его спросили: «Кто эти чужаки (гураба)?» Он ответил: «Те, которые очищают и исправляют то, что люди исказили из моей сунны» (передал ат-Табарани). Имам АшШафии (р.а.) говорил: «Когда я вижу человека из мухаддисов, то будто вижу человека из числа сподвижников Пророка (с.а.с.)». Джунейд альБагьдадий (р.а.), которому суфии ложно приписывают начало зарождения своего учения, сказал: «Дорога к Аллаху закрыта для творений, кроме как для тех, кто следует за наследием Пророка (с.а.с.), сподвижников и тех, кто последовали за его Сунной до Судного дня». После чего прочитал слова Аллаха: «Для вас был показан в Посланнике Аллаха лучший пример». На этом Ибн Джаузий закончил свою первую главу. И в заключение мы воздаём хвалу Аллаху, Господу миров.