Объяснять человеку, не совершающему молитву, что мусульманин не должен отмечать Новый год, – всё равно, что упрашивать прыгающего в пропасть снять новые туфли. Или, другими словами, исламский призыв всегда начинается с утверждения веры во Всевышнего Аллаха. Однако пример праздников как нельзя лучше подходит для размышлений о том, почему мусульмане (должны быть) так щепетильны в далеко не самых важных, казалось бы, и актуальных на сегодняшний день вопросах. Но прежде – небольшой экскурс в историю.
Откуда взялась дата?
Нынешнюю дату начала нового года на Руси своим указом от 15 декабря 1699 назначил Пётр I. Праздник, именуемый сегодня Рождеством Христовым, согласно историческим сведениям никакого отношения ни к самому Пророку Исе (мир ему), ни к его рождению не имеет. Более того, наука не знает достоверных источников, проливающих свет на точную дату рождения Исы (мир ему).
В Римской империи некогда пышно отмечался праздник рождения персидского богочеловека Митры – одного из олицетворений солнца. Он праздновался в день зимнего солнцеворота, 25 декабря. Церковь в то время, пытаясь вытеснить культ язычества из сознания и быта людей, привязывала языческие даты к церковному календарю. Так духовенство своим указом в 354 году официально назначило 25 декабря днём рождения Исы (мир ему), хотя, как уже было сказано, ни сам Пророк (мир ему), ни его апостолы, ни древняя христианская церковь не знали и не праздновали такой даты. Так появился день «Рождества Христова», искренне воспринимаемый сегодня многими верующими как дата рождения Пророка Исы (мир ему).
О некоторых атрибутах
Пётр I установил не только начало года с первого января. Он повелел жителям Москвы украшать дома в новогоднюю ночь сосновыми ветвями и деревьями: «...А в знак того доброго начинания и нового столетного века в царствующем граде Москве... учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых...» А также повелевал поздравлять друг друга и «учинить стрельбу». В чём, кстати, не был оригинален.
Празднования нового года всегда были неразрывно связаны с аграрным языческим культом поклонения богам плодородия и изобилия. Например, население Египта в январе ежегодно праздновало смерть и воскресение бога плодородия Осириса, который представлял собой один из вариантов древнего земледельческого культа умирающего и воскресающего духа растительности.
Язычники всегда отмечали наступление нового года пиршествами, так называемыми обрядовыми кушаньями: пирогами, блинами, варёными яйцами, а также облачением в чистые одежды. Из заготовленных кушаний, как правило, приносилась жертва богам или земле. С этим и связаны современные приготовления к новому году, когда человек готов потратить последние деньги и остаться без гроша, лишь бы справить праздник «как подобает». Главное, не разгневать богов (сегодня – людей). Практически всегда аграрные культы сопровождались обрядовыми плясками и танцами, которые составляли часть церемоний при празднествах нового года. Нередко в ритуальных танцах преобладали пляски в масках. Новогодний маскарад происходит именно от праздников в честь земледельческого цикла, отмечавшегося в Европе, который сопровождался плясками, шествиями и уличным маскарадом.
Покровители земледелия встречались, естественно, и у славян. Колядки – песни, исполняемые на новый год, происходят от имени Спаса Коляды, славянского мифологического существа. В своё время колядки были гимнами в его честь. А хвойные ветви, согласно языческим поверьям многих народов, должны были отгонять своими колючими и острыми иглами злых духов и демонов, которые могли испортить праздник и навести порчу. Интересно, что мордвины, отмечая праздник, вешали на дерево корзинки с едой для богов, что невольно ассоциируется с украшением ёлок в канун нового года.
Санта-Клаус, он же Дед Мороз, принявший облик святого Николая Чудотворца, (который якобы любил делать праздничные сюрпризы), скорее всего, тоже в прошлом был одним из богов, приносивших удачу и обилие в канун нового года или земледельческого цикла. К примеру, в Древнем Риме почитался семейно-родовой покровитель – бог Клаус, который мог превратиться в объект общегосударственного культа, что нередко случалось в Риме. А впоследствии превратиться в Святого Клауса и далее по цепочке – в Святого Николая. К примеру, Перун – славянское божество грозы, принял имя Ильи Пророка, а бог скота Велес – стал святым Власием. Так что сегодняшний белобородый Клаус, благородно разгуливающий с подарками для детишек (правда, не бесплатно), вполне мог быть в древности языческим богом, к которому взывали люди, прося удачу и принося жертвы.
Снегурочка?
Надо отметить, что у богов плодородия в языческом культе часто присутствовала мифологическая партнёрша или супруг – богиня плодородия (как, например, в Вавилонии и Египте). А у древних хеттов богиня плодородия известна как Великая Матерь, партнёром которой являлся Аттис. Интересно, что согласно мифу юный и прекрасный Аттис оскопил себя, чтобы избежать любовных преследований богини-матери, и умер под сосной. Поэтому сосна считалась священным деревом. Так что царское указание «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых» не взято из воздуха. Кстати, потом Аттис всё-таки был воскрешён любившей его богиней. И всё это стало мифологической основой ритуала смерти и воскрешения Аттиса, совершая который жрецы при огромном скоплении народа восклицали: «Аттис воскрес!»
Культ этих божеств практически всегда был оргиастическим, включающим в себя храмовую проституцию и самооскопление жрецов. Возвращаясь к Снегурочке и учитывая, что среди многочисленных славянских божков было и женское божество Мокошь, можно быть уверенным в том, что партнёрша Деда Мороза – одна из бывших богинь плодородия или земледельческого культа, оживающая зимой и умирающая весной, тая под лучами солнца.
По большему счёту, празднование Нового года, которое, по словам Аристотеля, превращается в «добровольное сумасшествие», а другими словами – в массовое пьянство, сильно напоминает вакханалию – празднество в честь фракийско-фригийского бога вина Вакха с различными излишествами, оргией и постыдными действиями. Интересно, что в 186 году до н. э. римский сенат был даже вынужден запретить вакханалии, следствием которых становились бесчинства и разврат. Около семи тысяч участников этих религиозных оргий были привлечены к суду, и более половины поплатились жизнью.
Исламский взгляд
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Кто подражает какому-либо народу, тот сам из них». Самое меньшее, на что может указывать этот хадис, – это запретность уподобления неверующим. И подобных высказываний от Пророка (мир ему) приводится огромное количество. В связи с этим все учёные прошлого единогласны в том, что мусульманину запрещено отмечать неисламские праздники, будь они иудейскими, христианскими, языческими или любыми другими. Ибн аль-Кайим аль-Джаузийя сказал: «Недозволительно для мусульман посещение праздников неверных единогласным мнением всех признанных учёных и последователей четырёх основных правовых школ». И самое большее, что допускают учёные настоящего, – это поздравление немусульман.
Всевышний Аллах также сказал: «Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись мне», где поклонение – это следование шариату. И велениям Аллаха следуют не потому, что они кажутся нам хорошими, правильными, идеальными или выгодными. Законам Аллаха следуют лишь потому, что это Законы Аллаха.
Мусульманина характеризует система принципов, которой он придерживается в повседневной жизни, регулирующая его отношение к себе, взаимоотношения с окружающими и отношения со Всевышним Аллахом. И это не какие-то не связанные между собой пункты, один из которых можно соблюдать сегодня, а другой – завтра. Нет. Это именно система. Аллах сказал: «…Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть? Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты ещё более ужасным мучениям. Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете» (сура «Бакара», аят 85). И если человек щепетильно соблюдает ношение бороды и при этом плохо относится к своим родителям, то в его сердце болезнь, которую необходимо лечить.
«Не думай о том, как незначителен проступок, – подумай, как Велик Тот, Кого ты ослушался», – так говорили наши праведные предки, да будет доволен ими Аллах. Подчинение любому шариатскому требованию, будь то игнорирование неисламских праздников или почитание родителей, есть поклонение Аллаху и подтверждение приверженности исламской системе принципов. Системе, которая обязывает хорошо относиться к семье, желать своему брату того же, чего желаешь самому себе; поддерживать родственные связи, быть правдивым… А также ценить время, быть целеустремлённым и вкладывать смысл в каждое осознанное действие. «Не следуй тому, чего ты не знаешь» – учит Аллах в Коране.
Заключение
Запрет отмечать немусульманские праздники не содержит цели отстранить человека от чего-то хорошего. Точно так же, как пост в Рамадан не призван доставить ему мучения. У нас есть свои прекрасные праздники. И хвала Аллаху, они с каждым годом отбирают популярность у «нового». Будучи установленными самим Всевышним Аллахом, они несут духовный заряд, сплачивают людей, наставляют сердца, заставляют думать и подвигают к добру.
И если кто-то не собирается отмечать Новый год, то это вовсе не «ещё один зомби». Скорее всего, он любит свою семью,помогает людям, уважает старших, почитает родителей и каждый Курбан режет барана. А если вы решили радоваться, напиваться и устраивать фейерверки только потому, что Земля завершила 2009-й оборот вокруг Солнца после того, как духовенство древнего Рима стало отмечать день рождения языческого богочеловека Митры, не стоит забывать, что это всего лишь ваш выбор и он, как минимум, ничуть не лучше выбора того, кто просто решил лечь спать. Чтобы встать завтра пораньше и заняться полезными делами. Ну нет у него времени на эти глупости.
При подготовке статьи были использованы материалы публикаций моих братьев (да помилует их Аллах), освещавших данную тему ранее.
Номер газеты
- 6 просмотров