[ a propos... ]

[По судам…] В Дагестане, в соответствии с Конституцией РД, разрешением гражданских споров между отдельными лицами, учреждениями и государством и рассмотрением уголовных дел официально занимаются судебные структуры. Что они представляют собой, какой закон защищают и насколько эффективно ИХ «правосудие», сегодня прекрасно знает любой обыватель, даже (к счастью) не имевший никаких контактов с ними.

Поэтому общество старается решить свои проблемы, опираясь на прочие институты разрешения споров вне официальных органов правосудия. В сугубо специфической области эффективно функционируют суды «по понятиям» с главенством «вора в законе». В гражданском мире распространение получили маслиатские суды, конечным механизмом которых является мировая сделка при подключении посредников, обычно избираемых самими тяжущимися. Но наибольшую популярность и распространение на неофициальном уровне получили шариатские органы правосудия.

Схожая тенденция наблюдается по всему Северному Кавказу. Руководители мусульманских республик даже пытались внедрить в «светские» суды предписания шариата.

В Ингушетии в бытность президентом Руслана Аушева был принят закон, разрешавший полигамию, что мотивировалось обычаями ингушей, а также сложной демографической обстановкой. Попытки легализовать многожёнство не ограничивались Ингушетией и находили поддержку в ряде других регионов России. К примеру, в парламенте Башкортостана вопрос о полигамии регулярно поднимается с 1996 года и постепенно находит всё больше сторонников.

Также имеются мусульманские регионы, где властьимущие, в определённых случаях действуя в рамках шариатских норм, не предпринимают никаких усилий для закрепления этих норм в законодательстве. К ним относится и Дагестан. Здесь любой даже самый захудалый чиновник считает просто обязанностью заиметь вторую жену. Правда, на этом факте его – чиновника – симпатии к шариату заканчиваются.

Значит, вопрос «шариатизации» давно «созрел», и нужно его как-то решить. Первый путь – уголовное преследование, допустим, тех же многожёнцев, второй – введение некоторых норм шариата в государственную систему законодательства.

В практической сфере на первоначальном этапе речь может идти лишь о некоторых государственных мерах по облегчению соблюдения культовых обязанностей – о выделении молельных комнат на рабочих местах, об объявлении пятницы выходным днём и т. п.

Благо, пионеры имеются. В частности, в канадском штате Онтарио в законодательство уже введены элементы шариата, регулирующие широкий круг вопросов от развода до конфликтов в сфере бизнеса. ]§[

Номер газеты