[ Рамадан – месяц энтузиазма ]

«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (Священный Коран, сура 2, аят 185). Из года в год Рамадан неустанно напоминает о том, что мы – мусульмане. Обязательный пост действительно стал для многих единственным выражением отношения к огромному наследию последнего посланника Аллаха (мир ему) – исламу. И всё же, несмотря на всю прискорбность сего факта, несколько минут, проведённые мною на улице Ярагского первого сентября (совпавшего с первым днём поста), всё-таки загнали в голову мысль: «Хорошо хоть так».

Рамадан! Он снова пришёл к нам. Для кого – долгожданный. Для кого – неожиданный. Страницы многих книг заполнены его достоинствами. Среди них: ночь предопределения, которая «лучше тысячи месяцев»; закрытие врат ада, принятие мольб, семисот- и более кратное увеличение вознаграждения за благие дела. Именно в этот месяц был ниспослан Священный Коран. Все мы читали и слышали об этом много раз. Но лишь немногие обрели от этого пользу.
Рамадан – удивительный месяц. Днём и ночью он наполняет дома теплом, души – искренностью, мечети – прихожанами. Это, наверное, единственный месяц, в который мы, дагестанцы, можем почувствовать себя одной большой семьёй. В который всё вокруг заряжается духом праведности и добра. Духом единства и братства, расцветающих в нём подобно цветам весной. В каждый из его дней мы встречаем сотни братьев и сестёр, ищущих довольство Аллаха и получающих от чувства голода лишь удовольствие. Сотни сердец, пропитанных удивительным стремлением накормить бедного, подать просящему, одеть нагого, помочь отчаявшемуся, принять участие в благом и остановить зло.

Рамадан – месяц джихада

В преддверии Рамадана мы часто слышим, как люди интересуются вопросами покаяния, указывающими на готовность к нему. Души многих из тех, кто пренебрегает требованиями ислама в повседневной жизни, сегодня открыты для призыва. Открыты так, как, возможно, не откроются в ближайшие одиннадцать месяцев. Не менее готовыми к тому, чтобы использовать расположенность общества, должны быть и все те, кто несёт сегодня тяжёлый флаг призыва, который раз в году на один месяц становится гораздо легче. Пророк (мир ему) сказал: «Если Всевышний Аллах наставит через вас хотя бы одного человека на путь истинный, это будет лучше для вас, чем всё, над чем восходит и заходит солнце». Частые встречи и активное общение мусульман в мечетях и вне их в дни Рамадана – лучший повод получить награду, которая лучше, чем весь этот мир и всё, что в нём есть.
К сожалению, в умах многих мусульман месяц поста ассоциируется с «оправданной» ленью и непробудным сном. Возомнив себя героями, мы чаще опаздываем на работу и пренебрегаем учёбой. Убиваем время перед телевизором и разъезжаем по магазинам в поисках составляющих для необычного ужина. Превращая ночь в день, мы лишаем пост всякого смысла, и месяцем души и сердца довольствуется лишь наш желудок.
Не такими были наши предшественники. Не для этого они полгода просили Аллаха позволить им дожить до Рамадана, а потом – ещё полгода – принять его. Священный месяц всегда был месяцем неимоверной активности и энтузиазма. Примечательно, что история ислама изобилует примерами великих сражений и сокрушительных побед, одержанных в Рамадан. Именно такой была битва при Бадре, ставшая концом эпохи унижения и слабости и началом победоносного шествия закона Аллаха, когда мусульмане обратили в бегство более чем втрое превосходящего численностью противника. Не стала серьёзным препятствием для энтузиазма Рамадана и численность татаро-монголов, полчища которых были наголову разгромлены в сражении при Айн Джалут.

Рамадан – тренировочный лагерь

«О те, которые уверовали! Предписан вам пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто был до вас, – быть может, вы станете богобоязненными» (Священный Коран, сура 2, аят 183). Всевышний Аллах ежегодно испытывает нашу веру в течение одного полного месяца. От того, насколько успешно мы проходим это испытание, во многом зависит весь оставшийся год. Обязательный пост имеет два существенных отличия от остальных четырёх столпов:
1. Пост, в отличие от других актов поклонения, не содержит внешне видимых атрибутов, что определяет его исключительно личный характер. Ничто, кроме веры в Аллаха, не мешает нам принять пищу в отсутствие окружающих. Ничто, кроме богобоязненности, не препятствует глотку воды в знойное лето, когда горло пересыхает от жажды. Эта особенность поста играет огромную роль в воспитании веры, развитии силы воли и терпения. Пройдя проверку, мы словно оправдываем оказанное Всевышним Аллахом доверие и поднимаем планку имана.
2. Молитва, как правило, длится всего несколько минут. Закат платится лишь раз в год. Хадж и вовсе совершается только один раз в жизни. Институт поста же тренирует в нас подчинение Аллаху в течение целого месяца, день и ночь, каждый год. Будни Рамадана начинаются уже ночью приёмом пищи перед временем утренней молитвы, после которого еда и питьё становятся запретными до захода солнца. Причём с самого утра исламом предписаны многие желательные акты, имеющие свои временные рамки. В течение всего дня мусульманин воздерживается от определённых действий, после чего прекращает пост в строго определённое время. Затем, после нескольких минут передышки – по сути единственных, – он спешит на длинные ночные молитвы – таравих.
Каждый год мы, как солдаты в армии, от рассвета до заката ведём в течение месяца дисциплинированную жизнь согласно строгому временному графику. После этого Всевышний Аллах возвращает нас в прежнее русло, и заряд Рамадана распределяется на одиннадцать следующих месяцев, по окончании которых мы вновь возвращаемся в армию. Армию Аллаха!

Пост: один лучше другого

Исламские учёные условно разделили пост мусульман на три категории:
1) отказ от еды, питья и половых отношений;
2) отстранение от всего запретного и нежелательного;
3) пост каждой мыслью, сопровождающийся непрерывным осознанием того, что Всевышний Аллах за нами наблюдает.
Первый пункт собрал почти всех нас. Второй – лишь единицы.
Каждое умышленное действие содержит две составляющие: форму и цель. Причём форма всегда строго подчинена выбранной цели. Для примера рассмотрим актуальный для сегодняшнего дня процесс принятия пищи. Целью здесь, безусловно, является утоление голода. Формой – жевание и глотание. Рамадан становится для многих неэффективным и пустым. Мы забыли про цель и довольствуемся сухой формой. Наш пост зачастую подобен человеку, для утоления голода глотающему уголь. Он соблюдает форму, но его глупость и беспечность по отношению к цели не приводят к желаемому результату. Пророк, мир ему, сказал: «Как много тех, кому их пост не приносит ничего, кроме голода». А также: «От того, кто не воздерживается от лжи и присутствия там, где лгут, Всевышний не требует воздержания от еды и питья».
Эти хадисы в той или иной степени актуальны для многих из нас. Мы неправильно понимаем истинный смысл актов поклонения, считая их самоцелью. Как иначе можно связать фанатичную щепетильность в соблюдении малейших деталей и правил поста и ту раздражительность, грубость, ложь и безразличие к окружающим, что от нас порой исходят?
Обратите внимание на Слова Всевышнего Аллаха: «…быть может, вы станете богобоязненными». Нам не даётся гарантий. Лишь тот, кто проникся сутью поста и стремится осуществить его цель, получает результат. Не даёт никаких гарантий и пророк, мир ему, сравнивший пост многих из нас с обычным голоданием. А голод и жажда не есть поклонение – это лишь его форма. Пост – это воздержание исключительно из чувств любви и богобоязненности к Всевышнему Аллаху. Наличие этих чувств никогда не позволит того поведения, которое мы наблюдаем среди большинства постящихся. Подобный пост лишь создаёт неудобства нашему желудку.

Заключение

Как-то спросили величайшего табиина, учёного-мухаддиса золотых веков ислама Абдуллу ибн аль-Мубарака: «Кто был более достойным: Муавия ибн Абу Суфьян или Умар ибн АбдульАзиз?» На что он ответил: «Умар не стоит даже пыли, которой дышал Муавия, участвуя в битвах рядом с посланником Аллаха!»
Мы знаем, кем был Умар. Человеком, который за свои заслуги был прозван пятым праведным халифом. Человеком, воплотившим в жизнь многие заветы пророка, мир ему, поднявшим халифат до небывалых высот. Человеком, который, будучи правителем самого мощного государства в мире, настолько боялся взять из казны лишний дирхам (копейку), что, мучимый голодом, не находил у себя дома ничего из еды. Человеком, который, умирая, советовал своему убийце, как лучше скрыться от тех, кто его за это накажет. Не стоил даже пыли… А кто мы?
Со времён пророка (мир ему) прошло четырнадцать столетий. Много судеб повидала земля. Много тех, кто был достойнее всех нас, вместе взятых. Но сегодня их нет. И знаете, о чём они все мечтают? О том Рамадане, в котором мы сегодня проснулись.
«Если бы мусульмане знали обо всём благе этого месяца, они пожелали бы, чтобы он длился весь год», – говорил пророк, мир ему. Мы не знаем обо всём его благе. Мы не можем вникнуть даже в то, что знаем.
Этот месяц закончится – и начнутся другие. Мы беспечны сегодня и будем ещё более беспечны потом. Всевышний Аллах подарил нам Рамадан, увеличив награду за дела в семьсот и более раз (!!!), чтобы мы стряхнули с себя пыль, накопленную за год. Но нам нет до этого дела. К следующему Рамадану слой будет уже двойным. Если мы доживём. А если нет, то не будет у нас больше Рамадана. Останется только пыль. С ней мы и встретим Аллаха. И это будет не та встреча, о которой мы мечтали. Жаль, что лишь мечтали.

Номер газеты