Мы любим мечтать об исламском государстве и обществе, лёжа на диване. Любим рассказывать людям, как прекрасен Закон Аллаха. Любим «переживать за ситуацию», в которой сегодня находятся мусульмане, удивлённо вопрошая: где обладатели знания? почему их не видно? почему они не работают? почему не призывают общество к исламу?
Однако если мы сумеем посмотреть на себя со стороны, то обязательно увидим, что, кроме пустых возгласов и поиска «виноватых», от нас практически ничего не исходит. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (сура «Гром», аят 11).
Время и вера
Менталитет горцев-кавказцев всегда был таким, что мы, как правило, готовы «взорваться» и «быстро» сделать что-то неимоверно тяжёлое. При этом мы должны немедленно увидеть результат своих действий. Однако мы не можем настроиться на долгий кропотливый труд в продвижении к своей цели. Не можем выстроить чёткий план с учётом внешних обстоятельств и строго его придерживаться. У нас не хватает имана, чтобы делать шаги, каждый из которых является звеном длинной цепи. Шаги, результаты которых мы не увидим сегодня или завтра. Даже несмотря на то, что именно эта цепь и приведёт к результату.
Передавая хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) описывал стадии становления зародыша в чреве матери, Абдулла ибн Масу’д начал со слов: «Правдивый и достойный доверия Посланник Аллаха сказал…» Сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) не знали анатомии и не могли сопоставить его слова с наукой, как это можем сделать мы. Но они были твёрдо убеждены: всё, что говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение), – правда. Не научный феномен был главным смыслом этого хадиса. Главный смысл этих слов заключается в том, чтобы показать мусульманам: каждый процесс проходит через определённые стадии, каждое следствие обусловлено причинами, и каждый результат строится на созданных для него предпосылках. Возвышение Слова Аллаха – это нелёгкий процесс. Это процесс, который должен пройти свои стадии, а его конечная цель должна быть обусловлена соответствующими предпосылками – нашей работой.
Каждый мусульманин обязан вести работу на пути возвышения Слова Аллаха. «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (сура «Корова», аят 286). Явный смысл этого аята Корана заключается в том, что человек не будет спрошен за то, что он не был в состоянии сделать. Есть у него и другой, не менее важный, смысл: за то, что ему было под силу, человек будет отвечать. Аллах не нуждается ни в наших делах, ни в результате, к которому они приводят. В делах нуждаемся мы. Поэтому мы должны «делать», а результат – за Аллахом.
Количество и качество
Любой организованный проект, будь он исламский или неисламский, всегда строится на людях (кадрах). Можно каждый день выдумывать миллион идей о том, как возвысить Слово Аллаха, однако все они будут бессмысленными без тех, кто будет претворять эти идеи в жизнь.
Конечно, нельзя сказать, что призыв к исламу стоит на месте. Нет, многие из тех, кто ещё вчера казались нам далёкими от веры, сегодня посещают мечеть, рассуждают об исламе и претворении в жизнь исламских идей. Но всё же говорить о том, что количество переходит в качество, пока рано. Людей, действительно работающих на пути Аллаха и знающих цену времени, можно сосчитать по пальцам.
Одной из важнейших задач, стоящих на сегодняшний день перед исламским сообществом нашей республики, является воспитание мусульман. Тех, чей ислам проявляется всегда и во всём: когда они работают и когда отдыхают, когда платят за проезд и когда выкидывают мусор, когда занимаются бизнесом и когда совершают молитву, когда принимают пищу и когда спят, когда заходят в мечеть и когда из неё выходят, когда общаются с людьми и когда находятся наедине с самими собой.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники не были мусульманами лишь периодически. Они не говорили: «Вот сейчас смотрите на меня и запоминайте, какими должны быть мусульмане…», «…а сейчас отключите запись, это не считается…» – мы сегодня именно такие.
Если мы обратимся к истории, то увидим, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в начале своего призыва не имел ни политической силы, ни экономического влияния, ни огромной армии. У него было другое – Вера. Вера, которой он руководствовался каждое мгновение своей жизни. Вера, которую он передал другим и с помощью которой воспитал первое поколение мусульман.
Когда Пророка (мир ему и благословение Аллаха) изгоняли из родного города, с ним ушли всего около семидесяти человек. Но зато каких! Прошло 14 веков, а мы продолжаем восхищаться ими и ставить друг другу в пример. Аллах возвеличил их в Коране, а Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что горсточка фиников, которую они отдают в качестве милостыни, ценнее перед Аллахом, чем гора золота, которую «отдали» бы мы.
Их было только семьдесят, но уже через несколько десятков лет исламу покорилась территория от Китая до Атлантики. Почему? Как? …Потому что они были воинами, и каждая секунда их жизни была поклонением Всевышнему Аллаху. Они создавали предпосылки, а Аллах создал результат.
Некоторые примеры
Одного аята Всевышнего Аллаха было достаточно, чтобы мусульмане немедленно отказались от того, чем занимались всю жизнь. Когда был ниспослан запрет Корана на употребление опьяняющих напитков, многие сподвижники держали в руках чаши с вином. Слово Аллаха стало между ними и чашами. Они стали выплёвывать то, что было в их ртах, выбрасывать чаши и разбивать винные бочки, после чего земля Медины долгое время была красной.
Сподвижники были настолько смиренными в своих молитвах, что птицы садились на их головы, и даже каменные ядра, пролетавшие мимо плеч во время сражений, не могли заставить их прекратить общение с Аллахом. Однажды, когда один из них был ранен стрелой, которую не мог вытащить из ноги, он предложил людям сделать это, в то время как сам он будет совершать земной поклон. Кто из нас может похвастаться такими молитвами?
Стремление к уделу будущей жизни наделяло сподвижников фантастической храбростью. Когда мусульмане отступали в битве при Ухуде, Саад ибн Муаз встретил несущегося на врагов Анаса ибн Надра. Он спросил его: «Куда ты бежишь?» Анас ответил: «Клянусь Аллахом, я чувствую запах Рая, идущий с горы Ухуд», после чего бросился в гущу врагов и был убит. На его теле было найдено 80 ран, а опознать труп смогла только его сестра.
Однажды, будучи оторванным от государственных дел ночным визитом своего друга Абдуррахмана ибн Ауфа, халиф Умар ибн аль-Хаттаб погасил одну свечу и зажёг другую. И как вы думаете, почему? Потому что первая свеча была государственной, и он не имел права расходовать государственное имущество на собственные нужды.
Однажды халифу Умару ибн Абдульазизу очень захотелось отведать мёда. В доме правителя верующих его не оказалось. Тогда жена отправила на рынок слугу, который в поиске лучшего сорта выехал на верблюде за город, где и купил мёд. Узнав об этом, разгневанный Умар велел продать мёд на городском рынке, а полученной прибылью пополнить казну государства, за счёт которого были использованы слуга и верховое животное.
Продолжать можно очень долго. Каждый миг жизни этих удивительных людей был поклонением Аллаху. Каждое мгновение они сверяли свои намерения и поступки с Кораном и Сунной. Каждое их действие было продиктовано богобоязненностью. Это и было залогом успеха исламского общества. Общества, которое поднялось на такой уровень нравственности и правопорядка, на какой ещё никто не поднимался. Общества, которому Аллах оказал помощь и дал победу.
Заключение
Во время операции Израиля в секторе Газа я как-то наткнулся в интернете на такое обращение: «Я готов помочь палестинцам, кто со мной?» Зайдя по ссылке, я увидел неожиданный для такого заголовка призыв. Автор предлагал укрепить связь с Аллахом с помощью претворения в жизнь пяти следующих пунктов:
1) каждую утреннюю и ночную молитву совершать коллективно в мечети;
2) после каждой молитвы читать по странице Корана;
3) выучить дуа кунут (читается при бедствиях) и читать его в каждой молитве;
4) каждую ночь вставать на ночную молитву тахаджуд;
5) строго соблюдать зикр (поминание Аллаха).
Этот человек не мог отправиться в сектор Газа. Он смог другое – увидеть корень этой проблемы. Он спросил себя: почему исламская община настолько слаба, что ничем не может помочь палестинцам? Ответить на этот вопрос можно было миллионом разных способов: трусы-учёные, предатели-правители… И даже если это правда, то разве он смог бы это изменить? Нет. Он нашёл свою вину. Он увидел, что его богобоязненность далека от богобоязненности сподвижников. Он увидел, что его слабость – это вклад в слабость уммы. И если он станет сильным, то умма станет сильнее на одного человека. Да поможет ему Аллах.
В каждой молитве мы, как правило, читаем дуа открытия (ваджагьту), в котором есть такие слова: «…воистину, моя молитва, моё жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть принадлежат Аллаху, Господу миров…» Если мы действительно читаем это дуа в своих молитвах – уже хорошо. Если понимаем смысл этих слов – ещё лучше. Но только тогда, когда научимся воплощать эти слова в жизнь, мы сможем реализовывать самые сложные идеи так же легко, как и выдвигать. И да поможет нам Аллах.
Номер газеты
- 32 просмотра