[ Загляни к соседям ]

Когда человек видит невозможным достижение поставленной цели, он, как правило, отчаивается. Сегодня мусульмане переняли это совсем не характерное для них качество.

Заняв свои мысли глобальными идеями, мгновенное воплощение в жизнь которых невозможно, мы забыли, что цель жизни мусульманина – это соотношение хороших и дурных дел, при котором в Судный день чаша весов с добрыми делами должна перевесить другую. Как раз неверие в достижение этой цели – лишь ещё одно «тяжёлое дурное дело», которое ляжет на соответствующую чашу весов в Судный день. Это в лучшем случае. «…ибо отчаиваются в милости Аллаха только люди неверующие» (сура «Йусуф», аят 87).

 

Повседневная жизнь 

«Если бы я судил об исламе по мусульманам, я бы никогда не принял ислам», – сказал известный немецкий социолог и дипломат Мурад Хоффман. К сожалению, окружающие нас люди поступают именно так. Они не оценивают наши действия на весах шариата: они его не знают. Общество оценивает ислам согласно нашему поведению.
Один из величайших учёных исламской уммы, знавший наизусть около миллиона хадисов, Ахмад ибн Ханбал, говорил, что не передавал хадис, не воплотив его в жизнь. Построить своё поведение на принципах шариата – это сегодня возможность и обязанность каждого мусульманина. Это и есть исламский призыв.
Что меня как мусульманина выделяет из окружающих людей, далёких от ислама? В чём эти люди видят моё от них отличие? Какой пример я подаю им как человек, следующий исламу? Какое представление о религии Аллаха сложится у моих соседей, если они сочтут меня образцом мусульманина? Эти вопросы как-то поставили меня в тупик. Мусульманин – это небритый человек, который ходит в мечеть. Вот, пожалуй, всё, что отличает нас от других. Всё, что могут узнать об исламе окружающие нас люди.
За упоминанием веры в аятах Корана, как правило, всегда следует призыв к делам. «…которые уверовали и совершали добрые дела…» – повторяет из аята в аят Всевышний Аллах. Вера мусульманина, которая не выражается в соответствующих действиях и поведении, теряет смысл. Благодаря вере добрые дела должны стать образом жизни мусульманина. Образом, который должен выделять нас из общества, как белое пятнышко выделяется на теле чёрного быка. Однако на деле всё иначе.
Если посмотреть на любого порядочного человека, далёкого от ислама, зачастую можно увидеть, что он лучше нас относится к своей семье, лучше поддерживает отношения с родственниками, более уважаем своими соседями и, в отличие от нас, бескорыстно помогает окружающим. Неужели есть образ жизни, более подходящий человеку, чем ислам? Конечно, нет! Просто некоторые люди более преданны своим придуманным принципам и лучше воплощают их в жизнь, чем мы воплощаем путь, ниспосланный нам Самим Всевышним Аллахом. Мы почему-то решили, что поднятого указательного пальца вкупе с «ас-саляму алейкум, ахи» достаточно, чтобы заслужить рай. Если для наших предшественников ислам был повседневной практикой, то для нас он стал «высокой теорией», которую невозможно претворить в жизнь.

 

Отношение к соседям

Любой человек так или иначе ежедневно контактирует с окружающими: соседями, родственниками, друзьями, коллегами по работе. Если бы каждый из нас соблюдал права окружающих нас людей, одного этого было бы достаточно, чтобы общество повернулось к исламу и восприняло его. Соблюдение прав соседей, которыми мы пренебрегаем, – это на сегодняшний день один самых эффективных видов исламского призыва.
Как отреагируют мои соседи, если я вдруг решу переехать? «Как хорошо, что этого странного «бородача» больше здесь не будет! Надеюсь, на его место не придёт такой же», – наверное, так. Наши же праведные предшественники считали соседство благом, несравнимым ни с какими деньгами. Однажды сосед Саида бин аль-Аса договорился с кем-то о продаже своего дома за сто тысяч дирхемов, после чего спросил покупателя: «Это цена дома, а за сколько ты купишь соседство с Саидом?» Когда же об этом узнал сам Саид, он прислал этому человеку сто тысяч и попросил остаться.
Пророк (мир ему) сказал: «Не уверовал в меня тот, кто заснул сытым, зная о том, что рядом с ним находится голодный сосед». Посланник Аллаха (мир ему) также часто говорил своим сподвижникам, чтобы они не забывали о своих соседях, когда готовят пищу: «Когда будешь варить мясо, добавь воды, а потом загляни к своим соседям и одели их как положено». Это вовсе не означает, что мы обязательно должны кормить всех в округе, не будучи для этого достаточно обеспеченными. Иногда оказываемое внимание бывает гораздо более важным для укрепления добрых отношений, чем дорогие подарки или помощь. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «О женщины-мусульманки, пусть ни одна из вас ни в коем случае не пренебрегает ничем, чтобы сделать добро своей соседке, даже если речь идёт всего лишь об овечьем копыте».

 

Заключение 

Относимся ли мы к своим соседям так, как завещал нам Посланник Аллаха (мир ему и благословение)? Или мы проходим мимо них, надменно подняв свои головы? Давайте вспомним, как мы встали на путь ислама. Неужели это произошло оттого, что бородатый сосед, не считающий нас за людей, проходил мимо, гордо задрав голову? Давайте подумаем, следовали ли бы мы исламу, если бы Всевышний Аллах сделал всех мусульман похожими на нас? Давайте вернём обществу ту мягкость и терпение, которые проявляли наши братья, когда призывали нас к Религии Аллаха.
Всевышний Аллах сказал: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками; находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов, которые скупятся, велят людям быть скупыми и утаивают то, что Аллах даровал им из Своей милости» (сура «Женщины», аяты 36–37).
Однажды, когда для одного из видных сподвижников Пророка (мир ему и благословение), Абдуллаха бин Амра, закололи овцу, он стал спрашивать своего слугу: «А дал ли ты что-нибудь нашему соседу-иудею? Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Джибрил так долго давал мне наставления о необходимости хорошего отношения к соседу, что я подумал, он включит его и в число наследников». Если каждый из нас включит в свою повседневную жизнь практику взаимоотношений с соседями, которым учил Посланник Аллаха (мир ему), мы охватим всё окружающее общество. Это и есть призыв. Это и есть да’ват. Это и есть ислам! И да поможет нам Аллах.
Номер газеты