[ Закат: семь колосьев... ...из одного ]

Любой налог – это, как правило, следствие договора, когда человек выплачивает из своего имущества в пользу государства определённую долю в установленном законом порядке. По этой причине государственные чиновники являются слугами народа, который их фактически содержит за свой счёт для лучшего претворения в жизнь общественных отношений.

Закат – это тоже налог. Только имеющий уникальную природу. Если в других правовых системах человек считается абсолютным собственником, распоряжающимся своим имуществом по своему разумению, то согласно шариату в абсолютном смысле имущество человека принадлежит только Всевышнему Аллаху. Человек же является Его наместником, который пользуется имуществом в строго определённых шариатом (читай дозволенных Всевышним) рамках. И если мы говорим, что при определённых условиях мусульманин обязан выплатить из своего имущества закат (налог в пользу нуждающихся), то это означает, что по Воле Всевышнего Аллаха часть имущества перестала ему принадлежать и должна перейти к другим людям.

В данной статье мы поговорим о месте заката в исламе, в следующей – о его юридических нормах.

 

Определение заката

 

Интересно, что в арабском языке слово «закат» происходит от глагола «зака», что означает «увеличиваться». Этот глагол может быть использован, к примеру, в словосочетании «увеличилась торговля». Также слово «закат» используется как «очищение». Аллах говорит в Коране: «Преуспел тот, кто очистил её» (сура «Солнце», аят 9, смысловой перевод). В данном аяте глагол «зака» несёт в себе смысл очищения души. Таким образом, выплата заката не уменьшает имущества выплачивающего, а очищает и даже увеличивает его. Причиной этого является милость Всевышнего Аллаха и дуа мусульман, получающих закат. Когда мусульманин выполняет повеление Аллаха, он тем самым заслуживает Его милость. Аллах говорит: «...а милость Моя объемлет всякую вещь. Я запишу её тем, кто богобоязнен, выплачивает закат...» (сура «Ограды», аят 156); «Возьми пожертвования из их имущества, чтобы смыть ими [их грехи] и очистить их» (сура «Покаяние», аят 103); «Всё, что вы пожертвуете [на подаяния], Он возместит вам, ведь Он – лучший из тех, кто дарует пропитание» (сура «Саба», аят 39); «Те, которые расходуют своё имущество на пути Аллаха, подобны зерну, из которого выросло семь колосьев, а в каждом колосе – сто зёрен. Ведь Аллах умножает [награду] тем, кому пожелает» (сура «Корова», аят 261).

В правовой терминологии закат – это определённая доля определённых видов имущества, которая в обязательном порядке выплачивается определённым категориям людей при наличии соответствующих условий. То есть обязанность выплаты заката лежит не на всех мусульманах, а лишь на тех, кто соответствует условиям, о которых мы подробно поговорим в следующей статье.

 

Закат – столп ислама

 

Многие мусульмане не уделяют вопросу заката должного внимания. Они совершают намаз, соблюдают пост, отправляются в хадж и при этом могут быть в забвении относительно заката, который является такой же обязанностью мусульманина, как и эти три.

Выплата заката – это не просто обязанность. Это один из пяти столпов, на которых строится ислам. То есть обязанность самого высокого уровня. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам строится на пяти столпах: свидетельстве, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Его посланник; совершении намаза, выплате заката, совершении хаджа и соблюдении поста в месяце Рамадан» (Аль­Бухари, Муслим и другие).

В десятках аятов Корана Всевышний Аллах повелевает выплачивать закат сразу за повелением совершать намаз. Аллах говорит: «Это – аяты мудрого Писания, верное руководство и милость для творящих добро, которые совершают намаз, выплачивают закат и убеждены в Последней жизни» (сура «Лукман», аяты 2–4).

 

Достоинство

выплаты заката

 

О достоинстве выплаты заката можно судить уже по тому, что Всевышний Аллах упоминает её сразу после повеления совершения заката. Аллах говорит: «Совершайте намаз и выплачивайте закат. Всё то доброе, что вы предварите для себя, вы найдёте у Аллаха. Воистину, Аллах видит то, что вы совершаете» (сура «Корова», аят 110). Также известно, что закат является третьим из пяти столпов ислама, хадис о которых был упомянут выше. А обязательное пожертвование является более предпочтительным, чем все остальные, как на это указывает хадис кудси1, в котором говорится, что более всего Аллах любит, когда Его рабы приближаются к Нему посредством того, что является для них обязательным (Аль­Бухари).

Как­то один человек попросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Назови мне такое дело, которое поможет мне попасть в Рай». На что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Поклоняйся Аллаху и ничему более, совершай молитву, выплачивай закат и поддерживай родственные связи» (Аль­Бухари, Муслим).

Как и в любом другом поклонении, выплачивая закат, мусульманин должен быть внимателен к наличию двух условий: искренности и соответствия шариату. Чтобы закат был принят и вознаграждён Всевышним Аллахом, он должен быть выплачен исключительно ради Его довольства и награды. Показателем же искренности является положение, когда мусульманин не ждёт за свои дела никакой благодарности от людей.

 

Тяжесть неуплаты заката

 

Если мусульманин не выплачивает закат, к примеру, по скупости, при этом признавая обязательность его выплаты, то он в таком случае является преступником, которому уготовано соответствующее (специальное) наказание.

Аллах говорит: «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями. В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: “Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!”» (сура «Покаяние», аяты 34–35). От Ибн Аббаса передаётся, что под накоплением, о котором идёт речь в этих аятах, имеется в виду имущество, с которого не выплачивается закат. Если же закат выплачивается, то такое имущество не подпадает под смысл приведённых аятов.

Аллах также сказал: «Пусть не думают те, которые скупятся расходовать то, что Аллах даровал им по Своей милости, что поступать таким образом лучше для них. Напротив, это хуже для них. В День воскресения их шеи будут обёрнуты тем, что они жалели. Аллаху принадлежит наследие небес и земли, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура «Семейство Имрана», аят 180).

В исламском государстве закат у такого человека забирается силой.

Также стоит отметить, что никакие добровольные пожертвования мусульманина не освобождают его от обязательности выплаты заката. Закат – это шариатский институт, имеющий свои правила и условия, при наличии которых мусульманин обязан исполнить этот столп ислама, какой бы великой ни была его благотворительность.

 

Для чего шариат

предписал закат?

 

Данной теме посвящены отдельные книги и экономические исследования. Мы же приведём наиболее важные пункты, связанные с мудростью предписания этого шариатского института:

1. Закат воспитывает человека, делая его менее привязанным к имуществу и менее зависимым от него. Добровольная (не в правовом смысле) и в то же время предписанная «регулярная щедрость» облагораживает мусульманина, лечит его от скупости и меркантильности. Институт заката помогает мусульманину сделать его достаток социально полезным. Благодаря закату его экономическая активность обретает духовный смысл.

2. Закат поддерживает гармонию в обществе, устанавливая тёплые взаимоотношения между его членами. Люди по своей природе любят тех, кто делает им добро. Закат не просто решает проблемы нуждающихся, но и избавляет их от чувства зависти по отношению к обладающим достатком.

3. Полностью функционирующий в обществе институт заката идеальным образом решает проблему «компромисса между эффективностью и равенством», над решением которой экономисты бьются не первый век. Речь идёт о мероприятиях, направленных на то, чтобы финансово успешные люди вносили больший вклад в поддержку общества. С одной стороны, эти меры направлены на помощь бедным слоям населения. С другой – выступают антистимулом экономической активности. Закат же, являясь предписанием Всевышнего Аллаха (а не выдуманным ограниченной группой людей налогом), Который вознаграждает и наказывает за него, а также обещает приумножить имущество в случае его уплаты, напротив, стимулирует к созиданию.

4. Закат избавляет мусульман, не способных обеспечить полноценное (на минимальном уровне) существование для себя и своей семьи, от просьб и унижений, а также дурных преступных помыслов. Закат помогает таким людям не впадать в отчаяние, сориентироваться, найти своё место в жизни и попытаться выйти из бедности.

5. Институт заката провоцирует обладателей имущества на экономическую активность. На это указывает как сама природа этого налога, так и шариатские доказательства. От посланника Аллаха (мир ему и благословение) передаются следующие слова: «Пусть опекун сироты, обладающего имуществом, вкладывает его в торговлю (или инвестирует), а не оставляет (ждёт), пока его имущество не съест садакьа (закат)». Этот хадис привёл Ат­Тирмизи и назвал его слабым. Однако похожие сообщения с достоверными иснадами (цепочками передатчиков) приводятся от сподвижников, в частности, от второго халифа Умара ибн аль­Хаттаба (Аль­Байхаки (4/107); Малик, «Аль­Муватта» (1/251); Аш­Шафии, «Аль­Умм» (2/23,24)).

 

Заключение

 

«Сатана угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость. Аллах – Объемлющий, Знающий. Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награждён великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом» (сура «Корова», аяты 268, 269). «Воистину, тем, которые уверовали и вершили праведные деяния, совершали намаз и выплачивали закат, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (сура «Корова», аят 277).

 

___________________________________

 

1    Хадисами кудси называются хадисы, смысл и слова которых относятся ко Всевышнему Аллаху. В таких хадисах Пророк (мир ему и благословение Аллаха) передаёт Слова Всевышнего Аллаха, но они не относятся к Корану.

Номер газеты