В среду, 22 сентября, в Доме журналистов состоялся «круглый стол» «Проблема дагестанского учебного книгоиздания». Полагалось, что речь пойдёт о собирательных потребностях национально-регионального компонента школьного образования. Но вылилось мероприятие в обширную дискуссию по существу вопроса. Хотя были и попытки интерпретировать мероприятие как лезгино-аварское противостояние.
Инициатор и ведущий «стола», председатель Союза журналистов РД Али Камалов, известный пропагандист развития родного языка и одновременно критик наличествующей системы воспитания кадров для сохранения языкового и культурного наследия, рассчитывал на часовую-полуторачасовую продолжительность диспута. Однако мероприятие затянулось на три с четвертью часа. Что, конечно же, свидетельствует о кардинальной полярности суждений участников.
Напомним читателям о многочисленных за последние полгода статьях«обличениях» в республиканской прессе («ЧК», «Дагправда», «Настоящее время», «Махачкалинские известия») о коммерциализации и чиновничьем патернализме, о чрезмерной политизированности, казалось бы, сугубо педагогической отрасли – учебного книгоиздания. Частным случаем проявления этих процессов явилось издание в прошлом году учебника «Культура и традиции народов Дагестана» для учащихся 10 классов. Буквально в прошлом номере «ЧК» опубликовал крайне критическую статью «По праву родителя», которая акцентировала внимание педагогического и культурно-просветительского сообщества на двух взаимоисключающих подходах в учебно-издательском деле.
Первый – программно-концептуально-целевой, – выражающий позицию известного публициста учёного-историка Патимат Тахнаевой (см. интервью на 20 – 21 стр. – Прим. ред.), в общей сути своей основывается на предварительной подготовке методического материала, концепции обучения как языку, так и культурно-историческим дисциплинам, выработке тематического и календарного плана. Второй, выразителем которого невольно стал заслуженный деятель образования, автор учебника Тажидин Саидов, правильно было бы назвать расходно-сметным. Это когда есть госучреждения, которые надо содержать, и работники этих учреждений, которым ежемесячно надо платить зарплату. Формой материального содержания таких работников и госучреждений давно принято аукционно-конкурсное размещение заказов, которое при недобросовестности организаторов торгов порождает вольно-анархистское литературное творчество, имеющее очень мало общего с написанием учебников. Фактически – патернализм.
Итог с продолжением
Участники «круглого стола», в конечном счёте, сошлись во мнении, что:
а) духовный и культурный потенциал народностей Дагестана насыщен и чрезвычайно многообразен. Не только какая-то национальность, но и всякое поселение имеет свои уникальные идентифицирующие особенности в культуре потребления, быта, антропо и топонимике, в искусственном (в том числе и литературном) творчестве;
б) на фоне отмеченной всеми участниками неоспоримой важности предмета обсуждения, при таком колорите традиционных форм культуры – цельных пластов и фрагментарных включений, межнациональных переплетений эпического, зодческого, петрографического, музыкального разнообразия – обсуждаемый учебник («КиТНД») оказался блёклым и несоответствующим культурным запросам общества, объективным потребностям системы общего образования.
(Развёрнутый материал, основанный на диалогах и детальных стенограммах, читайте в следующем номере или через две недели. Фрагменты выступлений ведущих учёных, педагогов, лингвистов, работников искусства и культуры, общественных деятелей республиканского и федерального уровня.)
Номер газеты