[ В хадж на ура ]

В редакцию «ЧК» обратились члены инициативной группы паломников, ездивших в хадж в конце ушедшего года. Обратившиеся были возмущены невыносимыми условиями своего паломничества и винят в произошедшем дагестанских организаторов поездки.

«Всё началось ещё в Махачкале, – рассказывает адвокат Магомед Дахдуев, входивший в число паломников, – мы не смогли вылететь из Махачкалы, и нас загрузили в общие душные вагоны поезда и повезли в Баку, мотивируя это тем, что самолёт вылетает оттуда. Причём многих из паломников даже не предупредили, а обзванивать поручили руководителям групп, которые в принципе к турфирмам не имеют отношения. Видимо, сами не осмелились позвонить». Ещё на стадии заключения договора Дахдуев, как юрист, обратил внимание на то, что договор по организации паломничества он заключил с одной фирмой (ООО «Зам-Зам Тур»), туроператором по этому договору является вторая фирма (ООО «Баракат»), а деньги за хадж он заплатил третьей фирме (ООО «Муздалифа»). Причём, по словам Дахдуева, все фирмы находятся в одном здании и работают в них одни и те же люди. По мнению адвоката, это сделано для видимости, чтобы организаторов хаджа не обвинили в монополии.
Согласно расценкам тур Махачкала–Медина–Махачкала стоит 82500 руб., а Баку–Медина–Баку – 64900 руб. Однако разницу почти в 20 тыс. руб. практически никому не возвратили. Лишь некоторым особо принципиальным паломникам вернули по 5 тысяч руб.
Злоключения паломников продолжились уже на территории Саудовской Аравии. «Нам пообещали, что мы будем жить в одной из ближайших к Запретной мечети гостинице. На деле же всё оказалось наоборот: жили мы в одной из самых отдалённых гостиниц, причём по несколько человек в одноместных номерах». «Когда пришло время ехать в долину Мина, нам не предоставили необходимое количество автобусов. Мы видели, с каким комфортом ездили паломники из Татарстана и других регионов, а мы давились в автобусах. Некоторые вообще решили ехать на такси. Таким же образом мы ехали в долину Муздалифа, из-за того же транспорта мы не попали туда вовремя и не выполнили одно из предписаний хаджа. В долине Мина паломник должен ночевать две ночи, а нас поселили в палатках вне пределов этой долины, а это тоже нарушение обряда. Нами никто там не занимался, пока мы не начали шуметь».
Когда паломники вернулись в Мекку, то ждали, что после 11 декабря они смогут улететь обратно, но никто из организаторов не встретился с ними, чтобы хотя бы определить график вылетов. Многие из паломников сделали прощальный обход вокруг Каабы, после которого нужно сразу уезжать, однако ввиду невозможности отъезда такой обход приходилось совершать по несколько раз, в том числе и старикам. Отчаявшись ждать, некоторые молодые хаджи решили перекрыть одну из местных автодорог. Видя такую ситуацию, один из паломников, Анварбег Асильдаров, в микрофон мечети объявил о сборе дагестанских верующих. К нему подходили помощники руководителей групп и в угрожающей форме спрашивали, кто уполномочивал его проводить это собрание. Нужно отметить, что и руководители групп, и их помощники совершают хадж бесплатно, за счёт других паломников. Собрание (в котором участвовали поломники 1, 2, 3 и 5 авиарейсов) всё же провести удалось, представители организаторов, приглашённые на него, пришли только через два часа после начала. Они привели с собой некоего араба как представителя арабской стороны. «Мы же не понимали, что он нам на арабском говорит, и организаторы могли как угодно перевести нам его речь, – говорит другой паломник, Гаджимурад Ичалов, – единственный их ответ –  это призыв делать сабур. У нас, вообще, было впечатление, что организаторы только на месте начали договариваться обо всех услугах».
По итогам собрания был принят протокол, в котором паломники отразили все возмутительные моменты, в том числе и невыдачу им страховых свидетельств, отсутствие надлежащего медицинского обслуживания.
По приезде в Дагестан паломники не получили свой багаж, он так и остался в Саудовской Аравии и должен прийти позже. «Люди в Махачкале чётки покупали, чтобы близких без подарков не оставить».
Магомед Дахдуев говорит, что с юридической точки зрения договор по организации хаджа составлен в пользу агентства, «но даже этот договор оно умудрилось нарушить».
Теперь инициативная группа намерена обратиться в суд с иском о возмещении материального и морального вреда. Если суд примет сторону паломников, то это может привести к тому, что большинство из них обратятся с подобными исками. Пока же паломники готовы урегулировать конфликт в досудебном порядке, если руководство вышеуказанных фирм пойдёт им навстречу. «Безгрешными бывают только пророки, а Духовное управление – это не пророки, а учреждение, имеющее недостатки в своей деятельности, на которые мы обязаны указать», добавил Анварбег Асильдаров.

 

Комментарий ДУМД

Пресс-секретарь муфтия РД Магомедрасул Омаров сообщил редакции, что официальная позиция ДУМД выражена на сайте islamdag.ru: «Восемь тысяч паломников отправлены тремя турфирмами, которых рекомендовало Духовное управление, остальные девять тысяч поехали кто откуда предпочёл. Каждый сделал свой выбор, так давайте уважать друг друга, при чём же тут Духовенство, если у кого-то из этих людей возникли неприятности в пути? Все три туроператора, отвечающие в этом году за организацию паломничества, –  «Кавказ», «Баракат» и «Арафат» – разместили свои представительства в одном офисе. Сюда же перебрался и отдел Духовного управления по хаджу. Может быть, видя некоторых людей, которые работали ранее в отделе хаджа ДУМД, а теперь работают в представленных турфирмах, им кажется, что отдел хаджа теперь располагается по тому же адресу. Нет, ещё раз дополнительно сообщаем, что отдел хаджа при ДУМД перестал функционировать несколько лет назад, когда правительство приняло постановление о том, что вопросами паломничества должны заниматься турфирмы. Уже не первый год в Духовном управлении не принимают вообще никаких документов, и работники ДУМД получили возможность заниматься своей основной работой. У нас складывается ощущение, что наши мусульмане совершенно не ориентируются в пространстве. Если в долине Мина возле, извините, туалетов выстроилась длинная очередь и в кабинке не оказалось воды, они и там кричат: «Безобразие, куда смотрит Духовное управление!» 
Непосредственно в турфирмы нам не удалось дозвониться.

 

Комментарий «ЧК»

Хадж, в отличие от остальных столпов ислама, можно совершить раз в жизни. Паломничество в Мекку – это время умиротворения души, предстания перед Всевышним, которое требует спокойствия и отрешённости от мирских проблем. Дагестанским паломникам такого умиротворения не позволили достичь те, кто был обязан взять на себя все организационные вопросы верующих. Ситуация с хаджем повторяется не первый год. Наверное, пора бы обратить внимание на эту проблему таким ведомствам, как УБЭП, УФАС, Комитет по делам религий, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РД. Иначе ДУМД, с которым население связывает все вопросы хаджа, грозит оказаться в опале у жителей республики, недовольных организацией паломничества, что добавит очередной козырь в руки экстремистов.
Номер газеты