Расстрел журналистов сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже 7 января для большинства жителей планеты Земля является преступлением, поскольку во всех государствах законом и религией запрещены бессудные казни. Даже если убитые опубликовали карикатуры на пророка. Но дальше начинаются расхождения во взглядах и попытки частично оправдать содеянное или использовать случившееся в политических целях.
В Париже споры о том, кто виноват и что делать, во многом носят межконфессиональный и межцивилизационный оттенок, переходящий в идеологическое противостояние. И многие политики, в том числе из России, поспешили назвать это следствием антиисламской политики стран Запада, попытками использования ими террористов против других неугодных государств, их двойными стандартами в международной политике.
Между тем Франция многие годы демонстрировала высокую толерантность к мигрантам из мусульманских стран, рассчитывая на то, что они примут или будут относиться с уважением к ценностям западного общества, в котором свобода слова является одним из важнейших завоеваний. И там со словами уже привыкли бороться словами, а не оружием. Потомки мигрантов, став гражданами Франции, могли спокойно выразить своё мнение через СМИ и мирные митинги, а политики в поисках голосов избирателей обязательно среагировали бы на протесты против карикатуристов. А идеологические хулиганы, к коим можно отнести убитых журналистов, по меркам западного общества, получили бы и соответствующее наказание.
У нас тоже попытки найти мир с радикальными приверженцами на основе формулы «верь и молись как хочешь, только не бери в руки оружие», то есть на правовой базе, не привели к успеху. Попытки переговоров между приверженцами салафизма и суфизма в конце 90-х годов привели лидеров ДУМД к мнению, что ваххабизм – «чума» и терапией не лечится. Дальнейшие попытки выделить среди салафитов умеренных, дать им площадку и не дать уходить «в лес» тоже не привели к заметному результату.
Радикалы везде, увы, во всём радикалы. У нас они убивают не только представителей власти, но и в каком-то смысле хулиганов – в лице гадалок, знахарей и торговцев спиртным. Но ценность жизни каждого рождённого на земле и принцип соразмерности наказания вине человека – это общее, что объединяет подавляющее число землян независимо от религиозной и национальной принадлежности. Поэтому, несмотря на правоту во многом критики Запада, я без оговорок выражаю соболезнование французам и солидарность со всеми, кто против терроризма.
- 1 просмотр