В последнее время в различных СМИ Дагестана и России появились статьи разнопланового характера, в которых авторы дают оценку роли личности Сталина в истории российского государства, а также рассматривают возможность установления памятника Верховному Главнокомандующему Советской (Красной) Армии в некоторых городах, в числе которых называется и Махачкала.
Эти оценки, как правило, носят диаметрально противоположный характер: одни авторы возносят Иосифа Виссарионовича до небес, считая его самым выдающимся политическим деятелем в истории человечества, другие же доказывают, что Сталин был тираном и палачом. Имеет место быть и третья точка зрения, в соответствии с которой тогдашний руководитель СССР имел огромные заслуги перед народом, но в то же время установил в стране деспотический режим правления, основанный на репрессиях и страхе. Но что бы мы ни думали об эпохе Сталина и его личности, как бы ни втаптывали его в грязь и ни поднимали на пьедестал славы – существует историческая истина, которая превыше всех наших идеологических установок и мировоззренческих позиций. Она заключается в том, что определить, кто такой Сталин, можно и нужно. И не только и не столько по учебникам и книгам, написанным учёными, находившимися под давлением власти и вынужденными подчиняться доминирующей в государстве и обществе идеологии, и даже не по статьям искренне заблуждающихся людей с зашоренными глазами и закостеневшим мышлением, которые уже не могут выйти из состояния зомбированности по схеме «был социологический рай, стал капиталистический ад» (с чем во многом можно и согласиться), а по точным, реальным и объективным фактам, сведениям, событиям и свидетельствам.
И поэтому поклонников и сторонников «отца народов» я попросил бы встретиться с представителями старшего поколения этих самых народов, особенно таких, как крымские татары, чеченцы, балкарцы, карачаевцы, ингуши, и спросить у них, кто был и каким был Иосиф Сталин и что он такого хорошего для них сделал.
Неплохо было бы также встретиться с оставшимися в живых бывшими узниками многочисленных лагерей и тюрем, которые поделились бы с вами своими воспоминаниями о том, как им счастливо жилось в былинной стране, где, как гимн, каждый день звучало: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек».
Тех же граждан Российской Федерации, которые денно и нощно пекутся об установлении памятника Сталину в Махачкале, я попрошу избавить людей с нормальной психикой и нормальным сознанием от лицезрения образа этого человека, на совести которого миллионы загубленных человеческих жизней. Так мы можем дойти до идеи создания Аллеи «великих» людей на площади Махачкалы, где, видимо, достойное место займут царь Хаммурапи, фараон Рамзес II, Нерон, Чингисхан, Надиршах, Иван Грозный, Ермолов, Гитлер, Пиночет, император Боккасо, Пол Пот и Ким Чен Ир.
Общество и каждый его член имеют право защищать себя от навязывания им вопреки их желанию и убеждениям памятников бывшим или действующим деятелям, имена которых вызывают чувство гнева и протеста у одних и восхищения и поклонения у других и объективно приводят к расколу этого общества, а может – и к вражде. А поклонники тех или иных исторических деятелей могут заказать им памятники из чистого золота или чёрного дерева и установить их у себя дома. Конечно, будут говорить о великих деяниях Сталина, который посредством индустриализации, коллективизации и культурной революции превратил «полуфеодальную Россию» в могучую державу. Во-первых, разрушенную и раздавленную революциями и гражданской войной Россию, лежащую в руинах, титаническим трудом, потом и кровью возродили и подняли не вожди и идолы, а действительно великий и несчастный советский народ. Именно он сумел в невыносимых и нечеловеческих условиях убийственного авторитаризма и мрачного тоталитаризма создать государство с огромным экономическим, духовным, военным и интеллектуальным потенциалом. Во-вторых, никакие заслуги, в том числе и в достижении победы над немецкими фашистами, не могут послужить оправданием для Сталина, в период правления которого и, следовательно, по вине которого была физически истреблена лучшая часть российской интеллигенции, этнической элиты, военной верхушки, политической демократии, миллионов обыкновенных людей. И, в-третьих, если бы вместо Сталина страной в тот период руководил бы другой человек, обладавший качественно иным нравственным, моральным, человеческим, интеллектуальным и религиозным потенциалом, общество достигло бы более высоких результатов в экономическом и политическом развитии – без моря крови, слёз и горя. И тогда, наверное, не было бы ни распада СССР, ни базарной экономики, ни управляемой демократии, ни чеченской войны.
«За Сталина, за Родину»?Большие цифры не ранят душу и не вызывают страдания. И для тех, кто фанатически не верит в геноцид и репрессии Сталина, я привожу эпизод из моего далёкого отрочества, когда сгорбленная под тяжестью прожитых лет и высохшая от горя моя односельчанка Шайли (вина которой заключалась только в том, что её семья имела 2-3-х коров и десяток овец) рассказывала нам глухим старческим голосом об их раскулачивании и гибели всей семьи (мужа и семерых детей) в лагерях и тюрьмах вождя мирового пролетариата, «радетеля и защитника» простого народа.
Безграмотная и несчастная горянка, чудом преодолев огромное расстояние, добралась до Казахстана, где нашла умирающих дочь и внучку, высланных Сталиным как врагов народа, в какой-то азиатской пустыне, забытой богом и людьми. И когда дрожащими руками бедная Шайли открыла свёрток и показала лежащей на полу дочери кусочек сушёного мяса и твёрдый, как камень, сыр и попросила её что-нибудь поесть, та еле слышным голосом произнесла последние перед смертью слова: «Аба, почему ты вместо этого не привезла горсточку буртунайской земли, чтобы я могла прижать её к своей горящей груди».
Я плакал тогда. Хотя горцам не положено. Мне трудно сдерживать слёзы и сейчас, когда пишу эти строки. И мне не стыдно этих слёз. В тот же день Шайли похоронила в чужих песках дочь и внучку…
А вы хотите Сталина. Жаль, что невозможно его оживить, создать отдельную страну, избрать его секретарём ЦК ВКП(б) и отправить вас к нему туда, в Сталинский «рай».
Право на памятьЧто же касается установки памятников великим (и не очень) людям, то здесь, как мне кажется, никакой сложности нет. В исламских обществах, насколько мне известно, памятники не устанавливают никому, даже пророкам, халифам и имамам. Следовательно, для истинных мусульман подобного рода проблема просто не существует. В светских цивилизованных государствах должен существовать только один критерий, который позволит, не вызывая раскола общества, определить наиболее достойных для увековечения их памяти – памятник нужно поставить человеку, который жил ради человека и человечества, деяния которого основаны были на принципах добра, гуманизма, альтруизма, справедливости, истинной и безграничной любви к ближнему своему. Но если этот человек был даже самым выдающимся государственным деятелем (а они все при жизни такими и бывают, особенно по мнению придворных) и самым великим полководцем, но при этом виноват в пролитии хотя бы капли человеческой крови, в насилии, в гибели хотя бы одного ребёнка – он должен быть предан забвению. Диктаторы, деспоты, тираны, палачи, лицемеры и фарисеи не имеют права на память. Их имена должны фигурировать только в правдивых исторических исследованиях, доступных исключительно зрелым людям с развитой идеологической и моральной иммунной системой.
P.S. Я не являюсь ни антикоммунистом, ни коммунистом. Я не являюсь ни антисталинистом, ни сталинистом. Я не являюсь сторонником того, что у нас происходит сегодня в стране. Я просто ненавижу зло, жестокость и насилие. Я мечтаю об обществе нравственных и добрых людей, в котором были бы приняты и реально работали четыре Конституции:
– Конституция Свободы
– Конституция Равенства
– Конституция Справедливости
– Конституция Гуманизма
Мир вам. ]§[
- 2 просмотра