Вы не поверите, но вчера было 1 апреля — день юмора. В этот день говорить о политике и тем более с профессиональными политиками, на наш взгляд, просто несерьезно. Потому что им, политикам, наш народ никогда не верил, а 1 апреля — тем более. Поэтому мы решили познакомить вас с человеком, которому можно верить. За это — ручаемся. Как можно знакомить с известным всем дагестанцам Ванати Алиевым? Можно. Простого, честного и доброго, т.е. настоящего Ванати знают не все, только близкие друзья, а теперь узнаете и вы.
— Расскажи нам про Ванати, которого мы не знаем.
— Я, Алиев Ванати Шарипович, родился в Махачкале 6 июня 1958 года. В 1975 году окончил махачкалинскую среднюю школу №5. По окончании школы работал учеником крановщика башенного крана. В 1976 году поступил в Дагестанский Политехнический институт. Честно скажу, что поступал только потому, что нужно было получить высшее образование, а не из-за желания работать в сфере водоснабжения и канализации. Там же, начиная с 1976 г., проявил себя в студенческой самодеятельности (СТЭМ) — во многом благодаря этому и закончил вуз без особых проблем. Все шпаргалки были доступны, все двери были открыты и т.д.
Времени на учебу катастрофически не хватало. Впрочем, я его, если честно, и не искал. Окончил институт в 1981 году. В этом же году устроился работать в «Главдагестанводстрой» в отдел снабжения. С первых дней понял, что диплом мне на фиг не нужен. За полтора года работы палец о палец не ударил. За все это время ни к азам, ни к тазам специальности, которой так долго обучался, не приблизился, а все, что знал, забыл. Я даже не понял, чем я занимался. Мы распределяли какие-то трубы, арматуры. Делал я это так: выяснял, сколько было в прошлом году, и вычислял примерный процент, на сколько надо все это увеличить. Через год с удивлением узнал, что это называется «метод экстраполяции». А ведь многие «умники», применяя этот метод, защитили кандидатские и докторские диссертации. Что бы я ни писал, начальник всегда все перечеркивал и делал по-своему. За этот «титанический» труд я получал 120 рублей, из них на руки — 101 руб. Мне объяснили, что эта разница — налог на бездетность. Когда возразил, что я еще неженатый и имею все законные основания не иметь детей, мне стали угрожать увольнением. Это меня, видимо, так шокировало, что до сих пор детей у меня нет. Шутка. В 1984 году пригласили работать в горком комсомола, потом меня перевели в Ленинский райком Махачкалы. В 1985 г. из карьеристских побуждений подал заявление о вступлении в КПСС. Мне тогда, помню, долго пытались объяснить, что лимит на лакцев, желающих быть в передовом отряде строителей коммунизма, давно исчерпан, — пришлось ждать еще год. В 1986 г. выяснилось, что я сын работника торговли, а это обстоятельство, видимо, не давало мне возможности быть коммунистом. Тогда я пошел на прием к первому секретарю Ленинского райкома партии — был такой Разенков. Сказал прямо: если я вам нужен, если я могу принести какую-то пользу как общественник, то не заставляйте меня сидеть в том кресле, из которого я явно вырос, а если нет, то давайте разбежимся. И вот здесь я хотел бы отметить: человек, русский по национальности, молча выслушал меня и предложил зайти через неделю. В назначенный срок он предложил мне должность председателя профсоюзного комитета работников мебельной фирмы «Каспий». То есть человек думал обо мне и сделал меня, в принципе, одним из руководителей крупного предприятия, где (хорошо ли, плохо ли — не мне судить) я реализовал себя, помогал людям, причем абсолютно бескорыстно, так как и сам-то т. Разенкову даже банку икры не принес, только сказал: «Спасибо за доверие, постараюсь не подвести». А от руководителей, которых назначают другие и по другим правилам, можно ли ожидать бескорыстного и честного отношения к делу? Я думаю, нет. Это я к вопросу о том, что русских стало мало в нашей республике. (смеется)
— Да, кстати, как ты к этому относишься?
— Я очень об этом сожалею. Даже чувствую какую-то вину перед этими людьми.
— КВН: как это было, что произошло после?
— В 1994 г. меня пригласили в команду «Махачкалинские бродяги». До КВНа пытался заниматься коммерцией, но не получилось, потому что меня очень легко обмануть: достаточно говорить убедительно, а некоторым хватало просто обаяния, чтобы на мне «проехаться».
КВН дал мне ощущение востребованности, я занимался любимым делом, а как известно, даже смертельная усталость при этом радует душу. Если не будете ругать за высокопарность, то скажу, что благодаря КВНу я во второй раз оказался на гребне славы (первый раз это было в студенческие годы). Может быть, это и есть хвастовство, но было приятно, и мне не стыдно говорить об этом открыто, потому что я никогда не использовал свою популярность в каких-то корыстных целях. А КВН, «Махачкалинские бродяги» дали мне очень многое. Все-таки звание заслуженного артиста Республики Дагестан кое о чем говорит.
— Ты гордишься этим?
— Да! Естественно. Хотя, к сожалению, от этого нет никакой практической пользы, разве что, заполняя анкеты, в графе про государственные звания и награды раньше ставил прочерк, а теперь с гордостью пишу: «Заслуженный артист Республики Дагестан».
Горжусь тем, что приложил руку к тому, что в России по-новому узнали и заговорили о Дагестане: оказывается, в Дагестане живут нормальные, очень даже цивилизованные, остроумные люди. Вам смешно? А мы-то видели этих людей с большими удивленными глазами, которым мы объясняли, что, кроме икры, коньяка и бандитов, в Дагестане есть театры, КВН и т.д. и т.п.
Нам удалось по всей России протащить, причем «на ура», дагестанский юмор и сделать это так, что про нашу республику говорили везде: по телевидению, на радио, в газетах, — осознание этого помогало преодолевать любые трудности. А как нас встречали в Израиле! Это же праздник какой-то! Когда мы ездили по городам России, к нам подходили представители нашей дагестанской диаспоры и говорили: «Спасибо. Благодаря вам местный народ стал гораздо лучше относиться к дагестанцам».
— Многие дагестанцы это помнят и почувствовали на себе. Это было время, когда к привычным понятиям о Дагестане присоединились такие раскрученные брэнды, как «Бродяги», футбольный клуб «Анжи».
— Да, мы были фактически делегатами, представителями республики. Опять сбился на «высокие» слова. Знаешь, в чем беда таких интервью — всего не скажешь. А я хотел бы высказать свое мнение по многим вопросам. Пусть кто-то посчитает это несерьезным, но… я не знаю, как это правильно выразить, наверно, это и называется — активная гражданская позиция. Кто-то будет смеяться, а я чувствую насущную потребность в этом.
— Все. Не дурак, понял. Включаем тебя в список тех, чье мнение нас будет интересовать практически по всем вопросам. В этом списке очень разные люди, но в этом его сила. Договорились?
— Договорились! Я боюсь, что этим интервью я кого-то разочарую, боюсь сломать тот образ, который сложился у людей, но, если честно, я – простой обыватель, который многого не знает и не понимает, но, мне кажется, вы правильно делаете, что интересуетесь мнением простых граждан. Ведь именно их мнение о том, что происходит в республике, должно интересовать серьезных политиков. Ведь они же утверждают: все, что они делают, — все ради нас. Вряд ли кто-нибудь в это верит. Но если мы доживем до политиков, интересующихся мнением народа (а вдруг они уже существуют?), то именно так они должны определять правильность или неправильность своих действий.
— Что хорошего и плохого было в прошлом и что тебя радует или раздражает сегодня?
— Хорошего в прошлом? Стабильность. Я не скажу ничего нового — уверенность в завтрашнем дне. Душевное спокойствие. Все плохое в людях как-то сдерживалось. Люди жили спокойно, может быть, чуть беднее, но люди жили в мире и согласии. А это очень важно, и именно этого нам сейчас очень не хватает. Все остальное было плохо. Не было свободы, не было возможности для саморазвития, самосовершенствования. Многое не давало возможности реализовать себя, проявить свои лучшие качества. Но, видимо, одно без другого невозможно.
— Ты так думаешь?
— Я думаю, что можно совместить свободу и порядок. Да, это трудно, да, это у нас пока не получается, у нас пока нет нужного опыта и культуры. Но к этому надо обязательно стремиться. У нас просто нет другого выхода. Пока же меня раздражает очень многое. И не могу сказать, что все это непременные атрибуты новой жизни. Большинство из них перешло к нам из старой. Жадность, бескультурье, тухумность, глупость и тупость чиновников и т.д. и т.п. Из новых проблем отмечу крайнюю агрессивность и бесчеловечность, стремление урвать кусок любой ценой. Для многих из нас нет ничего святого, а это — страшно. Я не имею в виду религию. К сожалению, и она бессильна в борьбе с темными, черствыми половинами наших душ.
Хорошего пока немного. Потому что хорошее надо не ждать от «дяди», а делать самому. А многие этого не хотят и не будут делать. Они привыкли все получать и уверены в том, что больше, чем у них, никому ничего иметь нельзя. Ты хоть что-нибудь из того, что я говорю, понял?
— Да, конечно!
— Да? Удивительно, я сам плохо это понимаю. Но ощущаю очень остро.
— Не было желания уехать из Дагестана, например, в Москву?
— Да, было. Ведь многие наши уехали и об этом не жалеют. Причем, что обидно, уехали лучшие из лучших. Но я не смогу — это я знаю точно. Потому что, кроме материального благополучия, для меня очень важно мое внутреннее, душевное, состояние. А оно — здесь. Оно связано с Махачкалой, с нашими людьми. Я поймал себя однажды на одной мысли: меня очень раздражает необходимость терять время на перемещение из одного пункта в другой. Потому что в это время я лишен общения с теми, к кому я, собственно говоря, направляюсь. Мне трудно долго обходиться без контакта с людьми, у меня без этого «садятся батарейки». В общении с людьми я пополняю свою жизненную энергию. Вот такой я эгоист. А в Москве… ]§[
- 129 просмотров