Гостем очередной сессии проекта «Дагестанский гражданский университет», прошедшей в прошлую субботу, стал министр по делам национальностей.
Бекмурза Бекмурзаев выступил с лекцией о роли ислама во власти. Надо признать, что, несмотря на очевидность государственной пропаганды в словах министра, он стал озвучивать совершенно новые тезисы. А именно – признание претензий ислама на власть. Конечно, эти претензии министр явно пытается отдалить от реальности как минимум на наш век, но слова о том, что «ислам является и политикой, и правом, и экономикой, и системой социального обустройства жизни», – дорогого стоят.
Кстати, министр вошёл в противоречие с известными в Дагестане религиозными деятелями, такими, как, например, Ильяс-Хаджи Ильясов, который из собрания в собрание (не стала исключением и пресс-конференция, посвящённая итогам приезда в Дагестан шейха Аль-Карадаги) твердит, что «сунниты никогда не претендовали на власть, и это всегда делали только шииты и ваххабиты». Также министр практически перечёркивает выступление мера Махачкалы Саида Амирова на съезде народов Дагестана, основным тезисом которого было отделение религии от социальной жизни.
Наверное, можно говорить о совершенно новом этапе регулирования властью качественно растущих исламских настроений в республике. К этому этапу ещё несколько лет назад призывал Хаджимурад Камалов.
Конечно, новые реалии, в соответствии с которыми власти стали прибегать к помощи исламских учёных из арабского мира, диктуют свои условия. И если власти распространяют слова Аль-Карадаги о запрете экстремизма, им приходится признать и его слова об обязательности призыва к шариату и его претворения в жизнь.
Окажутся ли эти новые тезисы пустышкой или за ними на самом деле последует большая религиозная свобода – покажет время. Однако в любом случае признание властями в качестве исламских авторитетов Аль-Карадаги или Аль-Кардави – явление полезное. Поскольку теперь можно ясно определить правила игры.
В одном из следующих номеров мы дадим широкий анализ последних событий, связанных с приглашением Аль-Карадаги, и сопоставим понимание роли ислама в обществе им и его руководителем Юсуфом Аль-Кардави (на приезде в Дагестан которого так настаивал Бекмурзаев) с пониманием дагестанских властей. А также попробуем проанализировать последовавшие за этим приездом изменения настроений властей.
Благо письменных трудов у обоих шейхов предостаточно.
- 9 просмотров