В статье прошлого номера мы начали говорить о приоритете качества над количеством. В частности, речь шла о полезных делах, поклонении, профессионализме, человеческих качествах. В данной статье мы продолжим говорить об этой важной (особенно на сегодняшний день) для мусульман теме.
Качество дел, независимо от того, относятся ли они к ритуальному поклонению или к повседневным бытовым обязанностям, является чрезвычайно важным с точки зрения шариата.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если человек не перестанет лгать и поступать в соответствии с ложью, то Аллах не нуждается в том, чтобы он оставлял еду и питьё».
Также передаётся, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сколько же постящихся, у которых от поста нет ничего, кроме голода. И сколько же молящихся, у которых от молитвы нет ничего, кроме бессонницы».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, дела оцениваются по намерениям, и, поистине, каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести».
Исламские учёные обращали очень большое внимание на посыл этого хадиса. Когда Фудейля ибн Ияда спросили о том, какие деяния являются наилучшими, он ответил: «Такие, которые совершаются с наибольшей искренностью и наиболее правильные».
Что касается поклонения, то в данном случае одним из критериев наилучшего деяния будет его соответствие Сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Что же касается вопросов и дел, связанных с повседневной жизнью, то в данном случае наилучшие деяния будут связаны с высоким уровнем профессионализма.
Наилучшая жизнь
То, о чём в предыдущей статье мы говорили о поступках человека, можно сказать и о его жизни. Так же как дела не оцениваются только по количеству, жизнь не оценивается только по своей продолжительности. Иногда человеку даётся очень долгая жизнь, но проживает он её абсолютно бесполезно. Или же, наоборот, человеку даётся короткая жизнь, но она переполнена благом и полезными делами.
К примеру, пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) за 23 года своей миссии смог полностью распространить религию, воспитать наилучшее поколение людей, основать великую общину и построить самое справедливое государство.
Абу Бакр за два года смог преодолеть проблемы, которые возникли в государстве со смертью посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), преодолеть смуту, вернуть людей в лоно ислама и подготовить общество к открытиям мирового уровня.
Умар ибн аль-Хаттаб за десять лет смог значительно увеличить границы исламского государства, укрепить основы государственного строя, провести ряд полезных реформ и закрепить в обществе справедливость и верховенство закона.
Имам Аш-Шафии прожил 54 года и оставил после себя громадное научное наследие, которое сохранилось в виде одной из главных исламских правовых школ, в том числе получившей распространение у нас в Дагестане.
Исламские учёные и правоведы заполнили мир знаниями и благом, которые принесли пользу миллионам людей.
Среди людей есть такие, которые умирают ещё при жизни. А есть такие, кто остаётся жив и после смерти. Это те, кто оставил после себя много благих дел, полезных знаний, праведное потомство и благородных учеников, благодаря чему память об этих людях живёт и после их смерти.
Приоритет знаний над делами
Одним из важных приоритетов, учитываемых шариатом, является приоритет знаний над действиями. Знания должны предшествовать делам. Именно знания являются маяком всех действий. Поэтому имам Аль-Бухари назвал одну из глав своего знаменитого сборника хадисов «Знания прежде слов и действий». Как сказали комментаторы сборника, имам тем самым хотел указать на то, что знания являются условием правомочности слов и поступков, они попросту не принимаются без знаний.
Именно благодаря знаниям человек различает между истиной и ложью, правильным и ошибочным, законным и незаконным, дозволенным и запретным. Это касается и поклонения, и нравственности, и семейной жизни, и финансовых отношений, а также других сфер жизни человека.
Умар ибн Абдульазиз говорил: «Человек, делающий что-то без знаний, приносит больше вреда, чем пользы». Именно это можно сегодня видеть у представителей некоторых направлений, которые не имеют проблем с недостатком богобоязненности или искренности, но при этом страдают от недостатка знаний, понимания как самой религии, так и её целей.
Знания и работа
Знания являются обязательным условием для любой руководящей работы, будь это экономическая сфера, социальная или какая-то другая. В Коране говорится следующее об экономической деятельности пророка Юсуфа (мир ему): «Царь сказал: «Приведите его ко мне. Я сделаю его своим приближённым». Побеседовав с ним, он сказал: «Сегодня ты обрёл положение и доверие». Он сказал: “Назначь меня управлять хранилищами земли, ибо я – знающий хранитель”» (Коран, 12/54, 55). Так Юсуф указал на свои профессиональные качества, позволяющие ему выполнять определённую работу. Основой этих качеств были знания и честность.
Другой пример Корана о связи руководящей должности со знаниями – это история избрания Талута (Саула) царём евреев. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Их пророк сказал им: «Аллах назначил вам царём Талута (Саула)». Они сказали: «Как он может стать нашим царём, если мы более достойны править, чем он, и он лишён достатка в имуществе?». Он сказал: “Аллах предпочёл его вам и щедро одарил его знаниями и статью. Аллах дарует Своё царство, кому пожелает. Аллах – Объемлющий, Знающий”» (Коран, 2/247).
Ещё один пример – судебная сфера. Согласно шариату, чтобы человек мог занять должность судьи, он должен достичь степени знания, которая позволяет ему самостоятельно выносить правовые суждения на основе шариатских источников. Это высшая степень в области исламского права. То есть недостаточно, чтобы человек был просто учёным. Он должен достичь степени иджтихада – самостоятельного правового анализа.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «В Судный день судьи разделятся на три категории: двое из них в Аду и один в Раю…»
Пост муфтия в этом отношении похож на пост судьи. Так же как и судье, муфтию запрещено выносить решения, не имея достаточных для этого знаний. В противном случае его деятельность может привести к запрету дозволенного, разрешению запретного, узакониванию нововведений, вменению в обязанность того, что не вменил шариат и т. п. Всё это является следствием отсутствия знаний и понимания шариата.
Именно это и происходит сегодня во многих исламских обществах. Вред, который приносит невежество, трудно переоценить. Пусть Всевышний сделает нас более ответственными, знающими сферу своих компетенций и приносящими обществу добро и благо, а не зло и вред. Амин. ]§[
- 54 просмотра