Вниманию читателя предлагается новая рубрика на полосе «Монотеос», в рамках которой будут освещаться фатвы (постановления исламских учёных) относительно актуальных современных вопросов.
Условие о возврате долга с надбавкой
Я взял в долг определённую сумму, чтобы купить товар, а затем продать его и вернуть долг займодавцу, поделив с ним вырученную от сделки прибыль. Предложение о прибыли было с моей стороны, оно не было условием займодавца. Относится ли это к риба?
Заключение договора о долге с условием его возврата с надбавкой является запрещённым. Не имеет значения, было ли условие о надбавке поставлено займодавцем или заёмщиком. Их договорённость о надбавке является запрещённой, как на это прямо указали учёные. Поэтому в данном случае является обязательным вернуть лишь ровно взятую сумму, как об этом говорит Всевышний Аллах (смысл): «А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (сура «Корова», аят 279). То есть человек должен раскаяться за заключение подобного договора.
Если же заёмщик вернёт долг с надбавкой без предварительного условия и договорённостей об этом, то это является дозволенным и даже желательным, поскольку посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший из вас тот, кто наилучшим образом возвращает долг» (Аль-Бухари, Муслим).
Учитывается ли инфляция при возврате долга?
Учитывается ли инфляция при возврате долга? Например, заёмщик взял у займодавца в долг сто тысяч рублей. На момент возврата долга курс рубля по отношению к другим валютам упал. Должен ли заёмщик возместить ущерб займодавцу?
Согласно устоявшемуся и распространённому мнению среди учёных, инфляция при выплате долга не учитывается, и обязательным для заёмщика является возврат лишь той суммы, которую он взял. Долг, согласно шариату, относится к категории благотворительности, которая предполагает определённый риск. Поэтому займодавец не является в данном случае потерпевшим убыток, поскольку он получает награду Всевышнего Аллаха. Также следует отметить, что изменение курса валют может быть и в пользу займодавца.
В постановлении Академии исламского права (Маджмау ль-фикхи ль-ислямий) говорится: «…при возврате любого денежного долга учитывается количество взятых денег, а не их стоимость, поскольку долг погашается возвратом эквивалента. Таким образом, нельзя привязывать долговые обязательства (независимо от их характера) к уровню цен».
В постановлении Постоянной комиссии по фатвам (Ляджна даима) говорится: «На должнике лежит обязанность вернуть ту сумму, которую он взял в долг, по требованию займодавца. Изменение цен не влияет на долг, независимо от того, поднялись они или упали».
Шейх Ибн Усаймин (да помилует его Аллах) сказал: «Если денежная валюта была отменена или заменена другой, то в таком случае займодавец имеет право требовать её стоимость на это время или на время отмены. Если же действие валюты не отменено, то займодавец имеет право требовать только взятые деньги, независимо от того, увеличилась их стоимость или уменьшилась».
Таково мнение большинства учёных. Согласно мнению некоторых современных учёных инфляция при возврате денежного долга должна учитываться. Особенно при больших скачках и дефолтах. Это мнение выбрали шейхи Мустафа аз-Зарка, Абдуллах аль-Бассам, Умар Сулейман аль-Ашкар, Абдуррахман аль-Баррак, Насыруддин аль-Альбани, Вахба аз-Зухейли и некоторые другие (да помилует их Аллах).
Положение обмена валюты с целью получения прибыли
Каково положение относительно покупки долларов за другую валюту с целью их последующей перепродажи и получения прибыли, связанной с разницей курса доллара на момент покупки и продажи?
Нет ничего запрещённого в том, чтобы покупать и продавать валюту с целью получения прибыли, если обмен производится в рамках норм шариата.
Одним из условий обмена валюты является закрытие сделки на месте. То есть покупатель долларов должен получить всю сумму в долларах на месте сделки, точно так же как покупатель рублей должен получить всю сумму в рублях на месте сделки. Если же обмен происходит не при встрече, то деньги должны сразу переводиться сторонами на счета друг друга.
Также при обмене валюты одного вида, как, например, при размене денег либо обмене безналичных денег на наличные одной валюты запрещено обменивать их с разницей. К примеру, нельзя разменять пятитысячную купюру, взяв за неё больше или меньше пяти тысяч рублей.
Валюта на сегодняшний день играет роль золота и серебра во время посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), выражая меру стоимости остальных товаров, и относится к имуществу категории риба (то есть к видам имущества, на которые распространяются нормы риба). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не обменивайте золото на золото, кроме как в равных мерах, и не обменивайте золото на золото с разницей. Не обменивайте серебро на серебро, кроме как в равных мерах, и не обменивайте серебро на серебро с разницей. И не обменивайте отсутствующее [на месте сделки золото или серебро] на присутствующее» (Аль-Бухари, Муслим).
Таким образом, если, например, рубли обмениваются на доллары или рубли обмениваются на евро, то обязательным условием такого обмена является закрытие сделки на месте и получение сторонами обмениваемых денег. Запрещается обмен валюты в долг. Также запрещается не закрывать сделку на месте, как, например, если продавец долларов (или рублей) не выплатит всю сумму сразу, оставив часть, чтобы передать её потом.
От Абу Минхаля передаётся, что его партнёр продал серебро в рассрочку, после чего сообщил ему об этом. Абу Минхаль сказал, что такая сделка является недействительной. Партнёр ответил: «Я продал его на рынке, и никто не порицал меня за это». Тогда Абу Минхаль отправился к Аль-Бара ибн Азибу (сподвижнику Пророка (мир ему и благословение Аллаха)) и спросил его об этом. Аль-Бара ответил: «Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, мы заключали такую сделку, на что он сказал: “То, что обменивается из рук в руки, – это дозволено; если же обмен производится в рассрочку, то это риба”» (Аль-Бухари, Муслим).
Таким образом, валюту одного вида запрещено менять с разницей, однако обмен валюты разных видов с разницей является дозволенным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Обменивайте золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики, соль на соль в равном количестве, из рук в руки. Если же вы обмениваете разные виды из этих товаров, то обменивайте их как вам угодно, но только из рук в руки» (Муслим).
- 174 просмотра