Вниманию читателя предлагается новая рубрика на полосе «Монотеос», в рамках которой будут освещаться фатвы (постановления исламских учёных) относительно актуальных современных вопросов. Сегодня речь пойдёт об искусственном оплодотворении и кесаревом сечении.
Вопрос:
Каково постановление относительно так называемых детей из пробирки?
Ответ:
Хвала Аллаху! Данный вопрос был рассмотрен Академией исламского права (Маджмау ль-фикх аль-исламий) в Джидде, которая постановила:
Во-первых: следующие пять методов запрещены согласно шариату. Они запрещены либо сами по себе, либо по причине последствий, к которым приводит использование этих методов, таких, как смешивание родословной (происхождения), незнание матери ребёнка и другим причинам, противоречащим шариату:
1. Когда оплодотворение производится посредством спермы, взятой у мужчины, и яйцеклетки, взятой у женщины, не являющейся его женой, после чего эмбрион помещается в матку жены мужчины.
2. Когда оплодотворение производится посредством спермы, взятой у мужчины, не являющегося мужем женщины, у которой берётся яйцеклетка, после чего эмбрион помещается в матку жены этого мужчины.
3. Когда оплодотворение производится вне тела между спермой и яйцеклеткой супружеской пары, после чего эмбрион помещается в матку женщины, добровольно вызвавшейся вынашивать его (суррогатное материнство).
4. Когда оплодотворение производится снаружи между спермой и яйцеклеткой отличных от семьи мужчины и женщины, после чего эмбрион помещается в матку жены.
5. Когда оплодотворение совершается снаружи между спермой и яйцеклеткой двух супругов, после чего эмбрион помещается в матку другой жены мужчины.
Во-вторых: шестой и седьмой методы допустимы как последнее возможное средство в случае необходимости, когда установлено, что все соответствующие меры предосторожности были приняты. Это два следующих метода:
6. Когда берётся сперма мужа и яйцеклетка жены, и оплодотворение производится снаружи, после чего эмбрион вводится в матку жены.
7. Когда сперма мужа введена в соответствующее место в шейке или матке жены с внутренним оплодотворением. (Конец цитаты постановления Академии исламского права.)
К другим замечаниям, которые требуют внимания в этом деле, относятся: обнажение аурата (запретных для постороннего взора участков тела) женщины в её наиболее интимных частях тела, вероятность допущения ошибки в лаборатории, вероятность того, что некоторые недобросовестные люди в больнице могут обмануть оказанное им доверие и сознательно подменить сперму или яйцеклетку для достижения положительного исхода операции и извлечения большей материальной выгоды. Поэтому в данном деле необходимо быть крайне осторожным. А Аллах знает лучше!
(Ответ подготовлен по материалам фатвы шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида с сайта islam-qa.info)
***
Вопрос:
Является ли обязательным прибегать к кесареву сечению, если есть опасность за жизнь малыша? Я чувствую, что это стало большой проблемой, и, возможно, это заговор, направленный на то, чтобы сократить рождаемость мусульман. Хотелось бы знать, так ли это, и необходимо ли прибегать к хирургическому вмешательству и спешить совершить операцию до того, как начались естественные схватки, рожая без усилий, чтобы защитить ребёнка, или лучше ждать, пока схватки начнутся, не думая о последствиях?
Ответ:
Во-первых, кесарево сечение – это операция, при которой рассекается брюшная полость, чтобы достать ребёнка из утробы матери. Согласно распространённому мнению считается, что она названа так в честь Юлия Цезаря, потому что он был первым, кто был рождён подобным путём: его мать умерла во время схваток, после чего доктора разрезали ей живот и из него достали ребёнка, Цезарь выжил и стал римским императором.
Во-вторых, естественные роды лучше для женщины, но это не значит, что кесарево сечение не должно применяться в случаях, когда это необходимо. Среди таких случаев:
– когда плацента находится в нижней части матки (placenta praevia – предлежание плаценты);
– когда плод испытывает недостаток кислорода;
– когда имеются опухоли в тазовой области;
– когда наблюдается высокое кровяное давление;
– когда наблюдается кровотечение, которое угрожает здоровью матери и ребёнка;
– когда рождаются сросшиеся («сиамские») близнецы;
– когда плод слишком большой;
– существуют другие обстоятельства, при которых кесарево сечение необходимо.
Возможность прибегнуть к кесареву сечению в случае необходимости – одна из великих милостей Всевышнего Аллаха.
Однако многие доктора прибегают к нему с лёгкостью, когда они либо хотят заработать больше денег, либо не могут проявить терпение с матерью во время естественных родов. Некоторые женщины сами просят подобного хирургического вмешательства, чтобы защитить красоту своих тел или чтобы избежать родовых болей.
Нет сомнения, что, поступая таким образом, они теряют много преимуществ и сама операция влияет на матерей и на последующие роды, как на это указано и в заданном вопросе.
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин (да помилует его Аллах) говорил: «Не следует прибегать к кесареву сечению, как только женщина почувствует схватки, чтоб она могла избежать боли. Естественные роды лучше, чем кесарево сечение» («Ликаат аль-баб аль-мафтух», 2/42).
Также шейх перечислил некоторые преимущества естественных родов:
1) искупление грехов;
2) возвышение степени женщины, если она проявляет терпение и ожидает награду Аллаха;
3) женщина осознаёт положение матери, которой пришлось вынести то, что теперь предстоит вынести ей самой;
4) она будет ценить степень благословения, которое Аллах дарует ей в благополучном исходе родов;
5) это увеличит её любовь к младенцу, поскольку чем сложнее получить что-либо, тем более дорогим это становится;
6) если ребёнок рождается обычным известным путём, то это лучше и для него, и для женщины;
7) операция может нанести вред, потому что она ослабляет стенку матки и т. п., которая может разорваться;
8) женщина, которая привыкла к кесареву сечению, вряд ли будет рожать естественным образом, поскольку это станет невозможным, и появится риск разрыва прооперированного места;
9) Результатом такой операции может стать уменьшение количества детей, поскольку брюшная полость разрезается в трёх местах и становится ослабленной, что делает последующую беременность опасной.
Женщинам следует проявлять терпение и ожидать награды, и они должны продолжать рожать естественным путём, потому что это лучше для них в этом и будущем мирах («Ликат аль-баб аль-Мафтуух», 86/17, с сокращениями).
Резюмируя вышесказанное, можно отметить: к кесареву сечению не следует прибегать, кроме как в случае необходимости, когда естественное деторождение невозможно либо представляет опасность для матери или ребёнка.
А Аллах знает лучше.
(Статья подготовлена по материалам фатвы шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида с сайта islam-qa.info)
- 477 просмотров