Бракосочетание – одно их самых важных событий в жизни мусульманина и мусульманки. Каждый из нас либо готовится к этому, либо уже через это прошёл. Обычно договор бракосочетания, который в народе выражается словами «поставить махар» или «прочитать никах», ассоциируется с женихом, отцом невесты и их взаимным согласием.
Но у договора бракосочетания есть и другие обязательные составляющие, которые многим, к сожалению, неизвестны. В этой статье мы постараемся коротко рассказать обо всех необходимых составляющих брачного договора «никах» и разъяснить некоторые условия, которые с ними связаны.
Первая составляющая – формулировка брачного договора
Под формулировкой понимается фраза, которую произносит жених и опекун невесты. Опекун должен произнести фразу: «Я выдал за тебя замуж…», а жених должен сказать фразу: «Я женился на…» или «Я принимаю брак…». Необязательно, чтобы начинал опекун невесты, можно начинать и жениху.
Следует заметить, что эта формула имеет определённые условия, без которых не будет действительной. Их не много, поэтому вам будет легко их запомнить:
1. Формулировка должна включать в себя смысл вступления в брачные узы. То есть в ней обязательно должны присутствовать слова, которые будут указывать на то, что опекун выдаёт замуж невесту, а жених принимает этот брак. Например, отец невесты говорит: «Я выдал за тебя замуж свою дочь Фатиму», а жених говорит: «Я принимаю брак твоей дочери Фатимы».
2. Формулировка с обеих сторон должна включать в себя прямые слова вступления в брак. К примеру, если опекун невесты скажет: «Я выдал за тебя замуж свою дочь Фатиму», а жених скажет: «Я принял», брачный договор не будет заключён, потому что формула со стороны жениха не включала в себя слова, указывающие на вступление в брак. То есть ему необходимо было сказать: «Я принял брак твоей дочери Фатимы».
Надо ли говорить на арабском языке?
Многие могут задаться вопросом: «А обязательно ли говорить эту формулировку на арабском языке?» Нет. Говорить её на арабском языке необязательно, и договор бракосочетания, заключённый на вашем родном языке, является действительным.
Заключение никаха при помощи косвенных слов
Заключение никаха при помощи косвенных слов на любом языке считается недействительным. Под косвенными словами подразумеваются любые слова, которые косвенно могут указывать на брак, но также могут нести в себе другой смысл. Например, если опекун невесты скажет жениху: «Можешь забрать свою невесту» или «Я сделал её дозволенной для тебя», а жених скажет: «Я принял», то акт бракосочетания не будет действительным, потому что данная формулировка была косвенной.
3. Формулировки сторон должны быть согласованы. Жених должен произнести формулировку сразу после того, как её произнесёт опекун невесты. Если опекун произнесёт формулировку, а жених будет долго молчать и через время скажет слова принятия брака, то данный брачный договор будет недействительным, потому что между обеими формулировками был большой промежуток времени. Короткое молчание, как для вздоха или чихания, не вредит.
4. Формулировка не должна быть связана с условием. Также её нельзя связывать с будущим. Например, если опекун скажет: «Если моя дочь успешно сдаст экзамен на права, то она будет твоей женой», договор будет недействительным.
5. Формулировка не должна ограничивать брак временем. Как известно, временные браки, как на месяц или год, запрещены в исламе. Поэтому формулировка брачного договора должна быть лишена каких-либо временных ограничений.
Вторая составляющая – невеста
То, что девушка обычно не присутствует во время брачного договора, не говорит о том, что брачный договор не связан с ней. Это неверное мнение. Для того чтобы брачный договор был действительным, жена также должна обладать некоторыми условиями:
1. Отсутствие препятствий для брака. То есть она не должна выходить за мужчину, который является запретным для неё.
2. Девушка должна быть определённой. Если опекун невесты скажет: «Я выдал за тебя замуж одну из моих дочерей», то договор будет недействительным, так как невеста не была выделена.
3. Девушка не должна быть в состоянии ихрама. То есть она не должна быть из тех, кто вступил в обряды хаджа.
Третья составляющая – жених
Жених также должен отвечать следующим условиям:
1. Он должен быть из тех, за кого невеста может выйти замуж. То есть он не должен быть махрамом1 для неё.
2. Жених должен быть определённым. Если опекун скажет: «Я выдал замуж свою дочь Фатиму за одного из этих людей», то брачный договор будет недействительным, потому что жених не был определён.
3. Муж не должен быть из тех, кто вступил в обряды хаджа. Или, проще говоря, вступил в ихрам.
Четвёртая составляющая – опекун невесты
Для заключения брачного договора необходимо наличие опекуна или его представителя. Опекун необходим при заключении никаха, будь невеста молодая или пожилая, была она замужем или нет. Даже если женщине будет семьдесят лет и она побывала пять раз замужем, без опекуна она всё равно не может выйти замуж. Женщина не имеет права выдавать себя замуж или выдавать замуж другую женщину. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Женщина не выдаёт замуж другую женщину, а также не выдаёт замуж саму себя». Сподвижники говорили: «Та, кто выдаёт саму себя замуж – грешница», а в другой версии хадиса сказано: «прелюбодейка» (Дарукутни, 3\227).
Есть ли очерёдность среди опекунов?
Да, очерёдность есть. То есть при отсутствии первостепенного опекуна право выдавать замуж женщину переходит к следующему. В шафиитском мазхабе установлена следующая очерёдность опекунов невесты:
1. Отец.
2. Дедушка (отец отца). Следует учитывать, что дедушка со стороны матери не имеет права выдавать её замуж.
3. Родной брат.
4. Брат по отцу (то есть у девушки и её брата один отец, но разные матери).
5. Родной племянник (сын родного брата).
6. Сын брата по отцу.
7. Родной дядя (со стороны отца).
8. Дядя по отцу (то есть дядя будет братом по отцу для отца девушки).
9. Двоюродный брат (сын дяди).
10. Сын дяди по отцу (то есть сын дяди, который упоминался в восьмом пункте).
И так далее согласно родственной близости в наследственном праве. Если у невесты не будет никого из опекунов, то замуж её будет выдавать шариатский судья (кадий). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Обладающий властью – опекун для того, у кого нет опекуна».
Условия для опекуна:
1. Ислам. Если опекун невесты не является мусульманином, то не имеет права выдавать её замуж, потому что немусульманин не может быть опекуном мусульманина. Однако немусульмане могут выдавать замуж друг друга, даже если они будут представителями разных религий. Так, христианин может выдавать замуж иудейку и наоборот.
2. Добросовестность. Под добросовестностью понимается отсутствие совершения больших грехов и постоянства на малых грехах. А также к этому относится отсутствие совершения дел, которые указывают на отсутствие порядочности человека (муруа). Нечестивец не может выдавать замуж мусульманку, и право на это переходит к следующему опекуну, если он обладает добросовестностью.
3. Совершеннолетие. Мальчик, не достигший совершеннолетия (полового созревания), не может выдавать замуж женщину.
4. Разум. Умалишённый человек не может выдавать замуж женщину, потому что не имеет опекунства даже над самим собой.
5. Отсутствие помутнения рассудка. Человек, который из-за старости страдает помутнением рассудка, не может быть опекуном. Такие же дефекты как слепота или немота не являются препятствием для опекунства.
6. Благоразумие. Если человек не может правильно распоряжаться своим имуществом и тратит деньги налево и направо попусту, то в исламском государстве на него налагается запрет распоряжения имуществом. Такой человек также не может быть опекуном для женщины.
7. Опекун не должен быть в состоянии ихрама. То есть не должен быть из тех, кто вступил в обряды хаджа.
Пятая составляющая – свидетели
При заключении никаха также должны присутствовать два добросовестных свидетеля, которые в нужный момент могут подтвердить акт заключения брачного договора. Так как брачный договор – один из самых важных договоров в шариате.
Свидетели должны отвечать следующим условиям:
1. Ислам. Свидетельство христиан, иудеев, атеистов и прочих немусульман не является действительным для заключения никаха. Свидетели обязательно должны быть мусульманами.
2. Мужской пол. Свидетельство женщин, даже если их будет несколько, не принимается, потому что в данном виде договора свидетелями должны быть мужчины.
3. Разум и совершеннолетие. Умалишённые или малолетние дети не могут быть свидетелями брачного договора.
4. Внешняя добросовестность. Одно из немаловажных условий – это внешняя добросовестность. Для действительности заключения никаха необходимо наличие двух добросовестных свидетелей. Их добросовестность должна быть внешней или хотя бы неизвестной. Никах, заключённый при двух свидетелях, которые совершают большие грехи, не будет действительным.
5. Слух. Брачный договор будет недействительным, если он был заключён при глухих или спящих свидетелях.
6. Зрение. Свидетели также должны быть зрячими.
Мы ограничились лишь обязательными составляющими брачного договора (никах), не желая слишком удлинять статью. Тема брака и взаимоотношений между супругами будет продолжена в следующих публикациях, иншааЛлах. ]§[
____________________________________
1 Категория мужчин из числа близких родственников женщины, за которых она не может выйти замуж по причине близости родства.
- 8509 просмотров