Сидел в одном из арабских ресторанов с другом. Заведение переполнено. Вокруг нас в основном мусульмане. Недалеко от меня солидно одетая семейная пара вызывает официанта и просит его завернуть им оставшуюся еду. Тот в нескольких контейнерах приносит.
Другая семья с детьми, сидящая с другой стороны, оставляет множество недоеденных тарелок, закидывает еду салфетками и довольная уходит, как и большинство посетителей. Хоть первые и выглядели более состоятельно – они забрали еду собой...
Подобная ситуация повторяется у мусульман почти каждый день в каждом заведении. Но тех, кто забирают оставшуюся еду с собой, как правило, бывает мало.
В месяц Рамадан в восточных кафе и ресторанах обычно невозможно найти место, если заранее не забронировать столик. Наверное, так же бывает и в России. Но если проследить, сколько заказанной еды мусульмане оставляют после себя недоеденной, и прикинуть сколько еды в общем будет выкинуто, то это будет колоссальное количество.
Почти каждый посетитель оставляет после себя минимум 30% заказанной еды. Вся еда идёт в мусор. Это не говоря о том, что за неё были заплачены деньги. А что касается той еды, которая остаётся после огромных совместных застолий, то это страшная картина. В арабских странах это вообще обыденная вещь. По статистике Саудовская Аравия занимает первое место по выбрасываемой еде на душу населения в мире. Каждый год там выбрасывается 427 кг на человека. В денежном эквиваленте это примерно 1,3 миллиарда долларов. На втором месте Индонезия, на третьем – США. Потом идут ОАЭ, Кувейт и другие страны Персидского залива. Такое количество еды хватило бы на сотни голодающих городов в Африке и миллионы голодающих по всей планете.
Подобное действие в шариате называется исрафом (расточительством). Расточители являются одними из самых ненавистных людей Аллаху, как об этом говорит священный Коран. В одном из аятов Всевышний назвал расточителей братьями Сатаны. «Не расточительствуйте, ибо расточители являются братьями шайтанов», – сказано в Коране.
Несмотря на наличие в Коране важного запрета на расточительство, который призывает нас избегать этот скверный поступок, несмотря на прекрасные примеры умеренности в лице пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижников, мусульмане на сегодняшний день – самые расточительные люди в мире. Вместе с тем эта скверна приумножается в разы в самое священное время. Почти в каждом доме, в каждом «шатре Рамазана», в мечетях готовится огромное количество еды, которая, не будучи употреблённой даже наполовину, выбрасывается без всякого сожаления. Аллах в Коране нам говорит, что спрос с нас будет даже за те блага, которые мы употребили. А какой же будет спрос за блага, которые мы выбросили? Тогда как в мире 504 млн мусульман живут ниже черты бедности.
Расточитель именно потому и достоин ненависти от Всевышнего, что выбрасывает кусок хлеба, который мог бы попасть в рот голодного бедняка: «...воистину, Ему ненавистны излишествующие».
Причины – разные
Если взять на уровне общества, то у нас, мусульман, в последнее время, можно сказать, расточительство стало культурой. Нововведённая «культура расточительства» – именно так и назвал бы я это явление. Нововведённая – потому что её не было даже лет тридцать назад. Для нас эта «культура» стала до того своей, что мы абсолютно не замечаем, когда забрасываем салфетками недоеденную еду в ресторане и уходим без всяких угрызений совести. У нас абсолютно не задевается даже одна сотая струнка сердца, когда после каждого застолья мы выкидываем горы еды. Готовим больше, чем угостим, кладём в тарелку больше, чем съедим... не знаем даже размер своего желудка. «Культура исрафа», больше никак не назвать.
У нас сложилась такая культура, где раскидывают то деньгами, то едой, а потом гордо заявляют: «Могу себе позволить...» Чистого рода показуха и больше ничего. Наличие богатства не повод, чтобы бессмысленно разбрасывать. Это указывает на очень глубоко скрытый комплекс неполноценности, который беспрерывно толкает человека на показуху. Или это чрезмерное высокомерие. Человек свободный от этих комплексов и пороков гордыни не станет стесняться сказать, чтоб завернули ему оставшуюся еду, или контролировать еду, оставшуюся после гостей, съесть её или отправить нуждающимся. Расточительство не указывает на состоятельность. Это внутренняя зависимость от разных психологических факторов, которая стала частью нашего менталитета.
Если проследить за народами, где не существует подобного менталитета, мы найдём их людьми более внутренне свободными, более умеренными в своих расходах. Возьмём англичан, например. Хотя народ в общем состоятельный и умеет жить роскошно, но очень далёк от расточительства. У них расточительство – весьма порицаемое качество в обществе. Особенно в самых высоких аристократических кругах. Они экономят даже на самых элементарных вещах. Вплоть до воды, газа, электричества, даже отопления. «Не нужно – не расходуй» – это их культура. Наша культура немного другая, она – «могу себе позволить». Хотя должно быть наоборот, потому что они не верят в Пророка, который говорит: «Не расточительствуй относительно воды, даже если будешь находиться у реки». А мы верим в нашего Пророка, но в расточительстве вся наша жизнь. У них в стране мало голодных людей, но они не выбрасывают еду. У нас голодных мусульман много, но выбросить еду нам ничего не стоит. У них нет Священного месяца Рамадан, где приближаются к Аллаху, оставляя еду и питие. У нас он есть. Мы как приближаемся к Аллаху, терпя голод, так и отдаляемся от Аллаха, занимаясь расточительством – ненавистным Аллаху деянием.
Что делать?
Бояться гнева Аллаха и ценить его блага.
Быть умеренными во всех своих делах. Быть свободными в наших нравах, независимыми от мнения людей, если оно противоречит здравому смыслу. Смотреть на довольство Всевышнего, даже если это не поймёт тот, кто привык «поклоняться» общепринятому мнению. Научить себя и своих детей ценить блага Аллаха. Смотреть на них не как на расходный материал, а как на блага, дарованные Аллахом, которые очень трудно доставались нашим предкам и не могут себе позволить наши братья по вере в разных уголках земли, когда желают.
Всевышний не изменит положения людей, пока они сами не изменят то, что в их душах.
№24 от 22.06.2018 г.
- 11 просмотров