Многобожие. Часть 1

Многобожие (ширк) согласно исламу – самый большой грех, который может совершить человек. Несмотря на это, вокруг многобожия на сегодняшний день есть много вопросов, которыми задаются люди. Кто-то считает ширком просьбу одного человека к другому помолиться за него, а кто-то утверждает, что ширк ограничивается лишь тем, что человек слепил для себя статуэтку и стал ей поклоняться.

Неужели люди с далёких времён считали, что статуэтки, которые они сами делали из глины и дерева, а иногда из фиников, которые изнашивались и портились, а порой их даже ели при голоде, являются их богами? Потом эти люди воевали против пророков, утверждавших, что статуэтки не есть боги, и что людей сотворил Аллах, проливали из-за этого кровь, тратили на это свои силы и имущество…

В данной статье (в двух частях) мы поговорим о том, что же такое ширк (многобожие).

Итак, ширк – это величайший грех, вред которого усердно разъясняли и от которого предостерегали величайшие представители человечества – посланники Аллаха. Что же мы знаем о ширке? Когда он появился? Почему он является самым большим грехом? Большим, чем даже убийство. Почему он явился камнем преткновения между всеми посланниками и их народами? Почему раз за разом Аллах отправлял посланников, а люди возвращались к ширку?

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, обратимся к авторитетным источникам, узнаем, не грозит ли нам опасность попасть в ту же яму, в которую попадали многие поколения людей.

 

Определение

 

В арабском языке слово «ширк» используется в смысле «соучастие». В своём основном лексическом смысле это слово используется в Коране, когда пророк Муса обратился ко Всевышнему с просьбой разрешить его брату Харуну участвовать в донесении послания до своего народа, сказав: «Позволь ему разделить со мной мою миссию».

Арабы использовали это слово относительно соучастия в земледелии, а также когда желали породниться. В наши дни в арабском языке словом «шарика» называют компанию (предприятие), имея в виду, что в ней есть компаньоны, соучастники.

Ширк, о котором мы будем говорить, это, конечно, не желание людей породниться друг с другом или совместно обрабатывать землю. В этом случае слово «ширк» используется в его более конкретном  терминологическом значении.

Имам Аль-Мунави пишет: «Большой ширк – это придавание Аллаху сотоварища, а маленький – принятие во внимание кого-либо, кроме Аллаха, в некоторых делах». Противоположным этому слову будет слово «таухид» – «единобожие». То есть отрицание соучастника по отношению к Аллаху и непринятие кого-либо, кроме Него, в делах (то есть отсутствие показухи).

 

Появление ширка

 

Пророк Нух (Ной) (мир ему) сказал: «Господи! Они ослушались меня и последовали за тем, чьё богатство и чьи дети приносят им только убыток. Они замыслили тяжкую хитрость и сказали: “Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра”» (смысл 21–23 аятов суры «Нух»).

Ибн Касир в тафсире этого аята приводит следующий хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Они [Вадд, Сува, Йагус, Йаук и Наср] были хорошими людьми из народа Нуха. У них были последователи. Когда они умерли, кто-то из последователей сказал: «Если бы мы сделали их изображения, это побуждало бы нас к поклонению при их вспоминании». Так они сделали их изображения. А когда умерло и это поколение, к их потомкам подкрался иблис (сатана) и внушил, что предки поклонялись им и просили посредством них дождя, после чего они стали им поклоняться».

Мы видим коварство иблиса и его стратегию, рассчитанную на несколько поколений, чтобы ввести человеческое общество в ширк. И становится ясным, как он запутал людей, ввёл их в ширк через такие благие цели, как побуждение к поклонению, вспоминание хороших людей. Они выбрали для этого неправильные методы.

 

Виды ширка

 

Как мы уже отметили, ширк бывает большим: придавание Аллаху  сотоварища, которого любят, как любят Аллаха, страшатся, как страшатся Аллаха, и т. д. Всевышний говорит: «Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху идолов и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее. Если бы совершающие ширк знали, когда они узреют мучения, что могущество целиком принадлежит Аллаху и что Аллах причиняет тяжкие мучения [то уверовали бы в этом мире]!»

 

Большой ширк можно условно разделить на три вида:

 1. Придание сотоварища Аллаху в том, что Он делает. То есть утверждение, что помимо Аллаха есть кто-то, кто в абсолютном смысле творит, владеет или управляет всем тем, что сотворил Всевышний, или какой-либо частью этого.

Такой вид ширка мало распространён. Даже язычники, которые воевали против нашего Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), признавали, что только Аллах сотворил всё сущее, и что только Он управляет этим миром, даёт его обитателям пропитание и т. д. И в истории человечества было мало тех, кто отрицал единственного Создателя.

Аллах говорит в Коране (смысл): «Если ты спросишь их [язычников]: “Кто ниспосылает с неба воду и оживляет ею землю после того, как она умерла?” – они непременно скажут: “Аллах”. Скажи: “Хвала Аллаху!” Но большинство их не разумеет». Также Всевышний сказал (смысл): «А те, которые взяли себе вместо Него [Аллаха] других покровителей [т. е. идолов], говорят: “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе”».

Удивительно, что даже в наше время есть остатки этого ширка, например убеждения, что звёзды что-то решают. Нас уверяют, что у них сегодня плохое настроение, и лучше бизнесом в этот день не заниматься, или что они настроены «романтично» по отношению к «Ракам» и «Овнам», и им могут назначить свидания.

Разумеется, ни звёзды, ни другие создания Господа ничем не управляют, а наоборот, сами подчинены Аллаху.

 

 2. Придание Всевышнему сотоварища в том, чем Он обладает. То есть в таких качествах и атрибутах Аллаха, как Всевидящий, Всезнающий, Прощающий, Говорящий и т. д. Всеми этими качествами обладает только Всевышний Аллах. И они не присущи больше никому. Иногда названия качеств Аллаха и Его творений могут быть похожими. В частности, например, Милостивый, Милосердный и т. д. Но качества Аллаха  абсолютны, и в них нет недостатков. Они вечны и не похожи на качества каких-либо из Его творений. А по отношению к человеку или другим творениям они условны, неполноценны, не похожи на качества Всевышнего. Более того, они приобретены человеком, получены от Всевышнего.

Аллах говорит в Коране (смысл)«Скажи: “Я не властен принести себе пользу или причинить себе вред, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя добро, и зло не коснулось бы меня. Однако я – всего лишь предостерегающий увещеватель и добрый вестник для верующих людей”».Таким образом, мы понимаем, что даже если человек может описываться знающим, его знания будут ограничены. Знания эти приобретены от Аллаха, и Он не открывает всех знаний даже Своим посланникам.

 

3. Придание сотоварища Аллаху в том, что человек делает по отношению к Нему (ширк в поклонении). То есть любить кого-либо как Всевышнего Аллаха или сильнее; просить кого-либо как Всевышнего Аллаха или больше; подчиняться кому-либо как Всевышнему Аллаху или больше. А также совершать иные действия, которые позволительны только по отношению к Творцу.

Всё вышеперечисленное является большим ширком. Причём иногда человек может думать, что он не поклоняется никому, кроме Аллаха, и при этом делать то, что является поклонением, по отношению к другим.

Приведём несколько примеров. Вот что говорится в Коране о ширке в подчинении кому-либо наряду со Всевышним: «Они [христиане и иудеи] взяли своих книжников и монахов за господ себе, помимо Аллаха, и Мессию (мир ему), сына Марьям. А им было повелено поклоняться только единому Богу, помимо которого нет божества. Хвала Ему, превыше Он того, что они Ему придают в соучастники!» (сура «ат-Тавба», аят 31).

Фахруддин Ар-Рази, разъясняя этот аят в своём тафсире, приводит следующий хадис: «Передаётся от Адийа ибн Хатима, который в своё время был христианином: “Когда я зашёл к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), он читал суру «Бараа», и когда дошёл до этого аята, я сказал: «Мы не поклоняемся им!» Пророк  (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Разве они не запрещают то, что Аллах разрешил, и вы считаете это запрещённым, и не разрешают то, что Аллах запретил, и вы позволяете себе это?» Я сказал: «Да, конечно». – “Это и есть их поклонение им”»… ]§[

(Продолжение следует)

 

 

Номер газеты