Из своей милости Всевышний Аллах установил на земле неменяющиеся законы и принципы, по которым идёт ход истории. Именно на них строится жизнь человека. На них основываются люди в своих умозаключениях, действиях и решениях. Если бы не эти законы, накопленный человечеством опыт не имел бы смысла. Однако он не только имеет смысл, но и является чрезвычайно важным.
То, что произошло с тобой вчера, повторится сегодня, а то, что произошло сегодня, повторится завтра. И так – до Судного дня.
Изучение истории является на сегодняшний день необходимым элементом образования. События, которые происходили на протяжении истории, постоянно повторяются. Причём иногда почти в той же самой форме, в какой уже имели место. Человек, хорошо знающий историю, даже может сказать, что на земле не происходит ничего нового. Что бы сегодня ни происходило, можно с уверенностью утверждать: подобное уже происходило раньше. Возможно, при тех же обстоятельствах и по таким же причинам, которые мы наблюдаем сегодня. Мы можем использовать этот опыт, создавая соответствующие предпосылки для достижения положительного результата. Так же как можем использовать его, чтобы не допустить ошибок, которые допускали те, кто жил до нас.
Изучение истории с глубоким осмыслением опыта человечества делает историческую науку живой и реальной. Её следует читать и изучать не просто ради развлечения, не просто как академический курс. Её необходимо читать именно с глубоким осмыслением для извлечения накопленного человеческого опыта. Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «В повествовании о них содержится назидание для обладающих разумом» (сура «Юсуф», аят 111).
По этой причине значительная часть Корана представляет собой рассказы о предыдущих народах, из которых мусульмане могут выделить общие законы и принципы существования человечества. Они могут ясно убедиться: эти принципы являются нерушимыми и на их основе можно прогнозировать исход тех или иных событий и причинно-следственные связи в нашей современной жизни. Однако для этого необходимо глубокое размышление. Аллах говорит в Коране (смысл): «Рассказывай эти истории – быть может, они призадумаются» (сура «Преграды», аят 176).
Из-за большой важности изучения истории мы хотели бы подробно остановиться на некоторых эпизодах истории исламской уммы, которые пока не получили достаточного отражения в литературе на русском языке. Первым таким эпизодом будет нашествие монголов, о котором мы расскажем в серии статей нашей рубрики. Данный эпизод является чрезвычайно важным в истории мусульман и в истории человечества в общем.
Это не вымысел
В XIII веке (VII веке по хиджре) на земле появилась новая страшная сила, не известная ранее миру. Появление этой силы привело к колоссальным политическим изменениям в мире и на земле ислама в частности. Этой силой были монголы.
История Монгольской империи является удивительной с многих сторон. Если бы в этой истории не было полной уверенности, если бы она не приводилась в самых разных источниках в почти одинаковой форме, можно было бы сказать, что она вымышлена и такого не могло произойти. Но она реальна.
Удивительность этой истории в первую очередь заключается в том, как быстро слабые и неизвестные превращались в сильных и угрожающих. И как быстро сильные превращались в слабых и беспомощных. Как быстро – буквально в считанные годы – Аллах возвышал одних и унижал других и наоборот! Аллах говорит в Коране (смысл): «Скажи: “О Аллах, Владыка царства! Ты даруешь власть, кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь. Ты возвеличиваешь, кого пожелаешь, и унижаешь, кого пожелаешь. Всё благо – в Твоей Руке. Воистину, Ты способен на всякую вещь…”» (сура «Семейство Имрана», аят 26).
Удивительность этой истории также в том, насколько здесь велики цифры. Количество убитых, величина армий, число покорённых городов, масштаб охваченной войной области, величина обмана и коварства – поражают воображение. И всё это происходило восемь веков назад.
А ещё эта история удивительна тем, как во многом схоже происходившее тогда с происходящим сегодня. Пожелав показать нам, как повторяется история, Всевышний Аллах сделал события, происходящие в исламской умме в последние десятилетия, схожими с тем, что происходило в XIII веке (в VII веке по хиджре). Конечно, если мы покопаемся в истории, то найдём схожесть сегодняшних дней со многими другими историческими событиями, однако история монгольского нашествия выбрана нами по причинам, упомянутым выше, а также из-за того что события восьмивековой давности разворачивались в той же области, в которой судьбоносные события разворачиваются сегодня.
Политический расклад
Монголы, как сила, представляющая угрозу, появились в конце XII и начале XIII века. Чтобы понимать обстоятельства, в которых явился этот новый вызов устоявшимся в мире политическим игрокам, необходимо взглянуть на имевшую место реальность того времени.
По сути, на тот момент в мире существовало две основные силы: Исламский мир (Халифат) и Западная Европа.
Исламский мир был велик по размерам, крайне неоднороден, разрознен и плохо управляем. В него входили: земли Ирака, который на тот момент были осколком Аббасидского Халифата, Миср (Египет), Шам (Сирия, Иордания, Палестина), Хиджаз (Мекка, Медина), Йемен, часть Европы (куда входила Андалусия), Хорезм (часть Азии, простиравшаяся от запада Китая до Ирана), Индия, земли персов (территория современного Ирана), Анатолия (Турция).
Земли ислама в этот период раздирали склоки, междоусобные войны и конфликты. Он был полностью разрознен, не говоря уже об отсутствии общего управления. В обществе мусульман сильно распространились грехи, несправедливость, отрешённость от религии. Большие грехи и преступления, такие как убийство, стали распространёнными и лёгкими в восприятии. Власть была предельно далека от народа и не исполняла своих функций. Было ясно, что долго это продолжаться не будет.
По сути, правитель Аббасидского халифата имел реальную власть лишь на территории Ирака. Вокруг были десятки образований, которые фактически были полностью независимыми от номинального халифа, хоть они и не объявляли себя отдельными государствами. Халифат существовал де-юре, но не де-факто. Это был лишь образ и символ, любимый и желанный мусульманами, который, к сожалению, не исполнял своей исторической миссии.
Исламский мир словно ждал какого-то большого события, которое встряхнёт его и изменит следующее поколение, сделав его способным вернуть Халифату былые силу и величие.
Второй основной силой на карте мира в то время была Европа. Европейцы были долгое время заняты постоянными военными походами на мусульман и именовались в исламском мире не иначе как крестоносцами. Англичане, французы, немцы, итальянцы непрерывно организовывали так называемые крестовые походы на территории Шама и Египта.
Что же касается испанцев и португальцев, то они были заняты постоянными войнами с мусульманами Андалусии. В этом им помогали и французы.
Помимо основных перечисленных было и много других государственных христианских образований, которые постоянно враждовали с мусульманами: Византия, Армения, Грузия и другие. Таким образом, война с мусульманами велась практически везде.
Всевышний Аллах пожелал, чтобы конец шестого века по хиджре (XII век) был радостным и счастливым для мусульман, в том смысле, что они одержали ряд важных побед над крестоносцами. Важную роль в этом сыграли некоторые известные личности, такие, как Салахуддин аль-Аюби в Шаме и Мансур аль-Муваххиди в Андалусии и на юго-западе Африки. Несмотря на это, уже в начале седьмого века мусульмане пребывали в крайней слабости, ставшей следствием раздоров и склок после смерти Салахуддина и Мансура, укрепивших государство и общество на своих местах. Однако то же самое можно было сказать и о крестоносцах, которые значительно ослабли и уже не могли нападать на мусульман с прежней силой.
В это время на востоке появляется новая сила, которая полностью меняет политический расклад на карте мира. Она представляет себя как третий политический игрок, хотя с уверенностью можно сказать, что в начале XIII века (первая половина VII века по хиджре) Монгольская империя была самой устрашающей военной машиной на земле…
(Продолжение следует…)
Публикация подготовлена на основе материалов книги шейха Рагиба ас-Сирджани «Киссату т-татар мина ль-бидаятииля Айн Джалут». ]§[
- 5 просмотров