Недавно покупал жене кольцо. Недорогое, главное же внимание. Продавщица была в лёгком шоке, который безуспешно пыталась скрыть. Сделал вывод: бородатые ребята с короткими усами редко покупают своим женщинам кольца. Ситуация навеяла некоторые мысли, из которых я решил собрать статью.
Всевышний Аллах сказал (смысл): «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (сура «Римляне», аят 21). Связь мужа и жены – это наиболее близкие отношения, которые возникают в жизни человека.
К сожалению, понимание некоторыми мусульманами своих семейных ролей ограничено множеством предрассудков и стереотипов, касающихся семьи, и на деле они не следуют заветам Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) . В этой короткой статье мы хотели бы остановиться на некоторых аспектах семейных отношений, больше касающихся мужчин.
Выбор жены
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мир этот даётся во временное пользование, а лучшее из того, что можно получить в нём, – это праведная жена» (Муслим).
О том, как мужчины выбирают спутницу жизни и как они должны это делать, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поведал четырнадцать веков назад (с тех пор в этом отношении практически ничего не изменилось): «Женщину берут в жёны из-за четырёх (вещей): из-за её богатства, из-за её происхождения, из-за её красоты и из-за её религии. Добивайся же той, которая привержена религии, иначе ты проиграешь» (Аль-Бухари).
Богатство, происхождение и красота – это качества, которые на самом деле имеют значение. Однако они не сравнятся с качеством, о приоритетности которого говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Красота преходяща и непостоянна. Богобоязненность же – это залог соблюдения границ, установленных Всевышним Аллахом. Это залог правильного воспитания будущих детей, залог верности мужу, залог помощи в достижении довольства Аллаха и высоких ступеней Рая.
Делать выбор в пользу красоты вместо богобоязненности (то есть в пользу временной пользы вместо вечной) – право мужчины (и женщины). Однако лучше сделать правильный выбор. Богобоязненная мусульманка, которая будет поддерживать мужа в том, что приближает их к довольству Аллаха и Раю, по воле Всевышнего обязательно заслужит более сильные и яркие чувства, чем те, которые вспыхивают и угасают вместе со страстью.
Конечно, написанное выше не значит, что богобоязненность – это качество, препятствующее тому, чтобы женщина была красивой или богатой. Речь идёт лишь о приоритетах. Ведь выбирая жену, мусульманин, как правило, выбирает себе спутницу не только в этой, но и вечной жизни, которая всегда является абсолютным приоритетом. Какое же качество жены будет более способствовать успеху в вечной жизни?
Основы взаимоотношений
Аллах говорит в Коране (смысл): «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества» (сура «Женщины», аят 34).
В этом аяте Корана содержится указание на то, что женщина должна быть послушна своему мужу. Это установление связано с двумя факторами: 1) мужчина является главой (руководителем) семьи и несёт за неё ответственность перед Аллахом; 2) именно на мужчине лежит обязанность по обеспечению семьи жильём, пропитанием, одеждой и необходимым комфортом. Женщина избавлена от этих забот и несёт ответственность (а если быть точнее – делит её с мужем) за обстановку в доме: домашний уют, воспитание детей и т. д.
Аллах сделал мужчину и женщину нуждающимися друг в друге. Брак помогает им полноценным образом состояться как личностям. Посредством друг друга мужчина и женщина удовлетворяют свои сексуальные потребности, хранят целомудрие, находят друг в друге поддержку и заботу, рожают и воспитывают детей, которые становятся их продолжением в этом мире.
Как быть главным?
Одна из основных ошибок мужа-мусульманина в окружающем нас обществе – неправильная оценка возложенного шариатом на жену послушания ему. Жена – это милость, которой Аллах одаривает мужчину. Он не должен забывать, что, подчинив ему супругу, Всевышний возложил на него огромную ответственность. Да, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что женщина, которая умрёт, и её муж будет доволен ею, войдёт в Рай, указав тем самым на значимость послушания мужу. Но, с другой стороны, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «Лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам» (Ат-Тирмизи). Поэтому мусульманин, который постоянно (по делу и не по делу) ссылается на то, что жена должна ему подчиняться, и при этом не только не стремится относиться к ней лучше других, но и не выполняет перед ней элементарных обязанностей, выглядит, мягко говоря, непоследовательным.
Также важно, что главенство мужа не может лишать жену прав, которые дал ей шариат. Обязательное послушание регулируется общепринятыми в обществе отношениями.
Характер и природа мужчины сильно отличаются от характера и природы женщины. Мужья должны с пониманием относиться к некоторым слабостям и даже капризам своих жён. Более того, мужу следует быть мудрым и использовать эти обстоятельства для установления в семье дружеской и тёплой атмосферы любви и взаимопонимания, где он является более ответственным, а жена – следующей за ним. Посмотрите, как тонко Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) описывает эту картину: «Относитесь к женщинам хорошо! Воистину, женщина сотворена из ребра, и самая кривая часть ребра – это верхняя. Если ты захочешь выпрямить его, то поломаешь, а если ты оставишь его, то оно останется кривым. Поэтому относитесь к женщинам хорошо» (Аль-Бухари, Муслим). В другой версии этого хадиса указывается, что сломать ребро означает развестись с женой.
Мусульмане тоже ругаются
Хадис выше косвенно говорит нам о том, что мужчине не следует выслеживать жену и отчитывать её за каждую ошибку. Но раз уж мужчина является главой семьи и ответственен за неё, ему следует воспитывать и направлять свою женщину. Процесс этот может проходить по-разному, и не секрет, что супруги нередко ругаются друг с другом.
Женщина более подвержена эмоциям, и более хладнокровный мужчина должен иметь это в виду. Когда-то он был для неё посторонним человеком, и она пришла в его дом из дома своего отца, в котором привыкла к заботе о себе. Теперь, выйдя из родительского дома, женщина видит мужа своим главным защитником и хранителем. Ругая жену, мужчина должен помнить об этом и не переходить границ. Женщина должна чувствовать, что муж это делает, проявляя к ней заботу.
Любит – не любит...
Иногда мусульманин испытывает сожаление, связанное с тем, что его жена недостаточно привлекательна. Он не замечает, какую милость оказал ему Аллах, дав жену, которая помогает ему идти по жизни, удовлетворяет его потребности, воспитывает детей, делает работу по дому… Не замечает, насколько его жена, возможно, лучше относится к его детям, чем это делали бы красивые женщины, о которых он мечтает. Не замечает, потому что всё это у него есть. Однако он обязательно это поймёт, когда этого лишится.
Аллах говорит в Коране (смысл): «Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чём Аллах заложил много добра» (сура «Женщины», аят 19).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верующий не может испытывать ненависть к мусульманке – если одно её качество ему не нравится, другое – непременно придётся по душе» (Муслим).
Присмотритесь к своим жёнам, ищите в них плюсы. Пытайтесь найти причины возникающих в семье проблем в первую очередь в себе. «Не уверует (по-настоящему) никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату (в исламе) того же, чего желает самому себе», – говорил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Сестра в данном случае подобна брату. А жена – это больше, чем сестра. Жена – это сестра (в исламе), которая к тому же является и твоей супругой.
Заключение
Об этой теме можно говорить ещё долго. Мы же хотели бы остановиться на нескольких примерах отношения к своей жене лучшего из мужчин за всю историю.
Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Как-то раз Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пригласил меня с собой, когда абиссинцы играли копьями на площадке для молитв. Это был праздничный день. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил меня: Эй, хумайра («красненькая» – уменьшительно-ласкательное)! Хочешь на них взглянуть? Я ответила: хочу. Тогда он поставил меня позади себя и наклонил плечо так, чтобы мне было видно. Я положила голову ему на плечо, прислонившись лицом к щеке, так и смотрела, выглядывая из-за плеча (в другой передаче хадиса: положив голову на плечо). А он приговаривал: «Осторожней, любезные!» Затем он несколько раз спросил меня: «Аиша! Ну что, посмотрела?» А я ему отвечала: нет ещё. И в таком положении, стоя за ним, я продолжала смотреть, пока не удовлетворила свое любопытство».
В одной из передач хадиса говорится: «И так я стояла, пока мне не наскучило. Наконец Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил меня: Ну что, достаточно? А я ответила: да. И тогда он сказал мне: ступай себе».
В другой передаче хадиса: «А я ответила: ещё немножко. И он продолжал стоять ради меня ещё какое-то время, а затем спросил вновь: ну что, достаточно? А я ответила: ещё немножко. При этом заметила, как он переминается с ноги на ногу. Мне давно наскучило смотреть на абиссинцев, но я хотела, чтобы все женщины знали, как он вот так стоял лишь ради меня одной…» (Аль-Бухари, Муслим).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ласково называл свою жену Аиш, бегал с ней наперегонки, пил из сосуда, притрагиваясь губами туда, куда притрагивалась она, и говорил, что любит её больше всех из людей. Некоторым мужьям-мусульманам следовало бы почаще вспоминать об этом…
- 152 просмотра