2015 год. Осень. Несколько часов, как стемнело. Почти полная маршрутка огибает длинную пустую дугу между большим махачкалинским парком и большим махачкалинским кладбищем. В этом месте никто обычно не сходит, тем более ночью, и водитель лет тридцати, крепкого спортивного телосложения и в спортивной одежде, позволяет себе добавить скорости. Вдруг сзади неожиданно доносится пронзительный крик молодой девушки: «Здесь остановите!»
Достаточно адекватная реакция водителя в виде снижения скорости и быстрой остановки вызвала достаточно неадекватный всплеск эмоций со стороны сходившей пассажирки. Всё то время, пока она пробиралась от задних сидений к выходу и расплачивалась за проезд, девушка использовала для возмущений: «Я где вам сказала остановить?! Вы куда поехали?!» – и всё в таком духе.
Водитель не пересекался с ней взглядом и смотрел мимо неё. На его лице не было ни злости, ни растерянности. Он аккуратно передал ей сдачу и дождался, пока она выйдет и захлопнет дверь.
В таких случаях многие водители обращаются к одной нехорошей привычке: если они не успели или не захотели ответить нагрубившему им обидчику – будь это пассажир или другой водитель, не уступивший им дорогу – они, как правило, вымещают свою злобу на пассажирах, оставшихся в салоне. Ничего подобного в этот раз не произошло: вместо того чтобы «дать по газам» и выругаться вслух, водитель медленно тронулся и не проронил ни слова.
Доброта – сила
Как-то один человек обратился к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Дай мне совет». Он ответил: «Не гневайся». Этот человек несколько раз повторил свою просьбу, но каждый раз Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Не гневайся» (Аль-Бухари). В одной из передач данного хадиса сообщается, что спрашивавший хотел, чтобы ему посоветовали что-нибудь ёмкое, что он легко запомнит и будет претворять в жизнь.
Этот короткий ответ Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на столь общий вопрос был включён имамом Аль-Бухари в его самый достоверный сборник самых важных хадисов, и, читая его спустя 14 веков, мы задумываемся над тем, как важно уметь держать себя в руках. Под воздействием гнева человек совершает самые тяжкие преступления, принимает решения, которые не может исправить, и говорит слова, о которых потом горько жалеет. Под вспышкой гнева он делает то, что не сделал бы в обычном состоянии.
Возможно, в нашем дагестанском обществе, в котором гиперболизируют ценность таких качеств, как сила и доминирование, кому-то кажется привлекательной склонность злиться и гневаться, однако если мы обратимся к Сунне посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то найдём в ней такие слова: «Сильный – это не тот, кто побеждает в схватке; поистине, силён тот, кто сдерживает себя во время гнева» (Аль-Бухари, Муслим). И ещё такие: «Поистине, Аллах добр, Он любит доброту и дарует за неё то, чего не дарует ни за суровость, ни за что иное» (Муслим).
Дагестанские примеры
Одна из наиболее явных ситуаций, когда гнев обнажает слабость мужчины – вопрос развода. Учитывая эмоциональность женщины, шариат не дал ей одностороннего права на развод в словесном порядке – процедура развода по инициативе жены несколько иная.
Мужчина может развестись словами, которые в определённой формулировке будут иметь юридическое значение. При этом решение может быть отменено в течение определённого времени, и чтобы мужчина не игрался и ответственно подходил к такому важному вопросу, после третьего развода наступают более серьёзные последствия (подробно об этом мы писали в статье «Не говори трижды, чтобы потом не плакать»).
У нас же часто бывает так, что, разгневавшись, муж спешит дать сразу три развода, что является запрещённым шариатом, будучи уверенным, что жить он с этой женщиной (со своей женой) не собирается. Однако гнев проходит, он жалеет о содеянном и ищет лазейки, чтобы вернуть всё на свои места.
Из примеров, больше касающихся женщин, можно упомянуть ситуации, когда, разгневавшись, мать ругает своего ребёнка, высказывая страшные по смыслу пожелания. Может случиться так, что они будут приняты и сбудутся.
Примеры из Сунны
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не просто давал советы другим, он на своём практическом примере воплощал их в жизнь, показывая, как следует держать себя в руках. Попробуйте не просто прочитать два следующих хадиса, а представить происходившее в нынешней реальности.
Один из сподвижников рассказывает, как он однажды шёл вместе с Пророком (мир ему и благословение Аллаха), на котором был плащ с грубой оторочкой. Его догнал какой-то бедуин и с силой потянул за край плаща. Посмотрев на плечо Пророка (мир ему и благословение Аллаха), сподвижник увидел, что на нём остался след от подкладки – так сильно он потянул его. При этом бедуин сказал: «О Мухаммад, вели дать мне что-нибудь из богатств Аллаха, которые есть у тебя!» Услышав это, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассмеялся, а потом велел дать ему что-то (Аль-Бухари, Муслим).
Сообщается, что как-то один бедуин принялся мочиться прямо в мечети (пол в мечети был земляным – прим. автора). Люди поднялись со своих мест, чтобы наброситься на него, однако Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел им: «Оставьте его и вылейте на его мочу ведро воды – вы посланы для того, чтобы облегчать, а не для того, чтобы создавать затруднения» (Аль-Бухари).
Исключение
Человек не может не гневаться вообще, более того, иной раз гнев бывает актуален и уместен, поскольку никакая другая реакция может не соответствовать ситуации. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) тоже гневался. Например, когда нарушались права людей и простого замечания было недостаточно.
Как-то раз один человек пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: «Утренняя молитва задерживает меня, потому что такой-то имам проводит её с нами слишком долго». Сподвижник, передавший этот хадис, говорит: «Я никогда не видел, чтобы Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увещевая людей, гневался сильнее, чем в тот день. Он сказал: ‘‘О люди! Поистине, некоторые из вас отталкивают других от религии! Пусть же проводящий молитву с людьми не затягивает её, ибо, поистине, позади него находятся и старые, и малые, и те, у кого есть неотложные дела!’’» (Аль-Бухари, Муслим).
Заключение
«...которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро», – так Коран описывает тех, кем доволен Всевышний Аллах. Анас, который добровольно служил Пророку (мир ему и благословение Аллаха) десять лет, рассказывал: «Он ни разу не сказал мне «Уф!». Когда я делал что-то, он ни разу не спросил меня: «Зачем ты сделал это?» – если же я не делал чего-либо, он ни разу не сказал мне: ‘‘Почему ты не сказал то-то?’’». (Аль-Бухари, Муслим).
Пусть Всевышний Аллах сделает нас из числа тех, кто владеет собой, сдерживает гнев, прощает людей и стремится улучшить свой нрав. ]§[
15.07.2020 г.
Из СИЗО-1 Махачкалы
- 132 просмотра