Ночь предопределения, и’тикаф и закату ль-фитр

По своей милости и мудрости Всевышний Аллах дал одним промежуткам времени преимущество над другими. Поклоняясь Аллаху и совершая добрые дела в это время, мы получаем большую награду Аллаха, чем в другое. Так Аллах облегчил нам путь к его довольству. Но используем ли мы Его милости должным образом?

Аллах выделил месяц Рамадан среди других месяцев и выделил его последние десять дней и ночей. А одну из этих ночей Аллах сделал лучше, чем тысяча месяцев.

 

Ночь предопределения

(лейляту-ль-кадр)

 

Аллах говорит в Коране (смысл): «Воистину, мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения (или величия). Откуда ты мог знать, что такое ночь предопределения (или величия)? Ночь предопределения (или величия) лучше тысячи месяцев. В эту ночь ангелы и Дух (Джибриль) нисходят с дозволения их Господа по всем Его повелениям. Она благополучна вплоть до наступления зари» (Коран, сура 97).

Коран был ниспослан на нижнее небо, откуда ниспосылался Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в течение 23 лет.

Ночь предопределения лучше тысячи месяцев, что равняется приблизительно 80 годам. Это значит, что, поклоняясь Всевышнему в течение ночи предопределения, человек может получить награду Аллаха, словно он поклонялся всю жизнь. 

В ночь предопределения на землю спускается столько ангелов, сколько не спускается никогда в другое время.

Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, явился к вам этот месяц! В нём есть ночь – лучшая, чем тысяча ночей. И тот, кто лишится этой ночи, тот лишится всего её блага, и не лишится её блага никто, кроме лишённого» (Ибн Маджа).

Ночь предопределения следует провести в поклонении Аллаху: выстаивая молитву, читая Коран, делая дуа Всевышнему Аллаху.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) также сказал: «Тому, кто проведёт в молитве Ночь предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (Аль-Бухари, Муслим).

Сообщается, что ‘Аиша спросила пророка (мир ему и благословение Аллаха)«О, посланник Аллаха, скажи, если я узнаю о наступлении Ночи предопределения, что мне следует говорить?» Он сказал: «Говори: «О, Аллах, поистине, Ты – Прощающий, Великодушный, Ты любишь прощать, так прости же меня!» (Аллахуммаиннака ‘афуввун, тухиббу-ль-‘афуафа‘фу ‘анни)» (Ат-ТирмизиИбн МаджахАль-Хаким).

Передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), описывая признаки ночи предопределения, сказал: «Признаком Ночи предопределения является то, что она является чистой и светлой, словно освещена луной. Она тихая и спокойная, нет в ней ни холода, ни жары. В эту ночь не позволяется метать звёздам, пока не наступит утро. Также признаком этой ночи является то, что солнце на её утро восходит ровным, без лучей, подобно луне в ночь полнолуния, а шайтанам в этот день не разрешается выйти вместе с ним» (Ахмад).

Учёные разошлись во мнениях относительно точной даты ночи предопределения. Шариатские тексты указывают на то, что она приходится на одну из последних десяти ночей Рамадана и является нечётной из них. По мнению большинства учёных, ночь предопределения – это 27-я ночь месяца Рамадана. По мнению некоторых учёных, её дата меняется каждый год между нечётными ночами среди последних десяти ночей Рамадана. Мудрость же этого состоит в том, чтобы мусульмане поклонялись во все эти ночи в поисках ночи предопределения, поскольку все они являются ценными и благословенными Всевышним Аллахом.

Передаётся, что «когда наступали последние десять дней Рамадана, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), проводил ночи в молитвах, будил членов своей семьи и проявлял особое усердие в поклонении» (Аль-Бухари, Муслим).

 

И’тикаф…

 

…это неотлучное пребывание в мечети с целью поклонения Всевышнему Аллаху. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) соблюдал и’тикаф 10 дней каждого Рамадана, а в последнем году своей жизни он соблюдал и’тикаф двадцать дней, что передаётся в хадисе Аль-Бухари. Его сподвижники и его жёны также соблюдали и’тикаф как вместе с ним, так и после его смерти.

Совершая и’тикаф, мусульманин полностью предаётся Всевышнему Аллаху, оставляя свои мирские дела. И’тикаф помогает укрепить веру, приблизиться ко Всевышнему и по-настоящему почувствовать сладость поклонения Аллаху.

И’тикаф можно совершать не только в месяц Рамадан, но и в любое другое время. Если находиться в мечети с намерением на и’тикаф, то он будет считаться состоявшимся, независимо от длительности нахождения. Всё время, пока человек будет оставаться в мечети, он будет получать награду Всевышнего Аллаха. Если человек выйдет из мечети, а затем вернётся в неё, то ему будет необходимо обновить намерение, если он собирается продолжить соблюдение и’тикафа.

Совершающий и’тикаф должен быть мусульманином, достигшим возраста, когда он понимает суть вещей (мумайиз), не должен находиться в состоянии полового осквернения, в состоянии месячных и послеродовых выделений. В противном случае и’тикаф будет недействительным.

И’тикаф проводится в мечети, в которой совершаются обязательные намазы. Пост не является обязательным условием и’тикафа. В вопросе о том, относится ли двор к мечети, и может ли совершающий и’тикаф находиться во дворе без уважительной причины, у учёных есть разногласия.

Желающему соблюдать и’тикаф в последние 10 дней Рамадана по примеру Пророка (мир ему и благословение Аллаха) следует войти в мечеть в 20-й день Рамадана до того, как зайдёт солнце, и не выходить из неё без уважительных причин, пока не зайдёт солнце в последний день месяца Рамадан.

Совершающему и’тикаф следует занять себя поклонением Всевышнему Аллаху: совершать больше дополнительных намазов, читать Коран, заниматься поминанием Аллаха. Также желательно проводить исламские уроки, изучать толкование Корана, хадисы, книги по фикху и т. п.

Совершающему и’тикаф нежелательно пустословить и заниматься делами и разговорами, вовлекаясь в то, что его не касается.

Нельзя выходить из мечети, кроме как по необходимости, поскольку это нарушает и’тикаф. Также и’тикаф нарушают потеря рассудка, сумасшествие, опьянение.

Совершающий и’тикаф может занять себе место в мечети и установить палатку, поскольку так поступал Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

 

Закату ль-фитр…

 

…это «очистительный налог разговения», обязательный для всех мусульман, который выплачивается по окончании месяца Рамадан. Передаётся, что Ибн Аббас рассказывал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) предписал раздавать пожертвование (фитр) как очищение постящихся от сказанных ими праздных слов и непристойностей и пропитание для бедняков» (Абу Дауд, Ибн Маджа). Также передаётся со слов Ибн Умара, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) «повелевал раздавать это пожертвование до того, как люди отправятся на праздничный намаз» (Аль-Бухари, Муслим). В другой версии этого хадиса цепочка передатчиков которая является слабой, говорится: «…избавьте их тем самым от блужданий в этот день» (Ад-ДаракутниИбн Адийя).

Закату-ль-фитр обязан выплачивать каждый мусульманин, имеющий на это возможность, то есть владеющий имуществом сверх необходимого пропитания для себя и тех, кто находится на его иждивении, на праздничные день и ночь. В противном случае эта обязанность с него снимается. Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) «обязал выплачивать закату-ль-фитр в размере одного са’ фиников или ячменя за каждого мусульманина: свободного и раба, мужчины и женщины, взрослого и ребёнка» (Аль-Бухари, Муслим).

Мусульманин обязан выплачивать закату-ль-фитр за себя и тех, кто находится на его попечении, как, например, родители, жена, дети. Однако он не обязан выплачивать его за совершеннолетнего сына, способного работать, а также за родственников, попечителем которых он не является.

Закату-ль-фитр выплачивается в виде одного са’ (по объёму один са’ составляет приблизительно три литра («Фикху-ль-манхаджи», 1/230), относительно пшеницы – 2,8 килограмма) продуктов, которые являются основными в соответствующем регионе. Это может быть рис, гречка, фасоль и т. д. Нельзя выплачивать закату-ль-фитр сахаром, солью и всем, что не является непосредственно продуктами питания. Также нельзя выплачивать закату-ль-фитр продуктами питания, которые не являются основными, что зависит от региона выплаты. Передаётся, что Абу Саид аль-Худри говорил: «Во времена посланника Аллаха (мир ему и благословение) мы выплачивали закату-ль-фитр одним са’ еды, а питались мы в то время ячменем, изюмом, творогом и финиками» (Аль-Бухари).

Согласно мнению большинства учёных, выплачивать закату-ль-фитр деньгами нельзя, так как этому нет доказательств, а прямой смысл текстов хадисов указывает на то, что закату-ль-фитр выплачивается именно основными продуктами питания. Однако по мнению имама Абу Ханифы, закату-ль-фитр можно выплатить и деньгами («Мавсуату-ль-фикхийя, 23/343).

Согласно мнению большинства учёных, обязанность выплаты закату-ль-фитр накладывается на мусульман с заходом солнца последнего дня Рамадана. Закату-ль-фитр следует выплатить до праздничной молитвы, так как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) «повелевал выплачивать (закату-ль-фитр) до того, как люди отправятся на праздничную молитву» (Аль-Бухари).

Несмотря на это, по мнению большинства учёных, откладывание выплаты закату-ль-фитр после праздничного намаза до конца дня является лишь нежелательным.

По мнению большинства правоведов, он выплачивается тем же восьми категориям, которым выплачивается закат (один из столпов ислама). «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (сура «Покаяние», аят 60, перевод смысла).

Закату-ль-фитр должен распределяться там, где застал конец Рамадана закатоплательщик. ]§[ 

 

 №29 от 02.08.2013 г.

 

 

 

 

Номер газеты