Нормы продажи товара в рассрочку

Шариат запрещает сделки, в которых содержатся элементы риба (лихоимство, ростовщичество). В частности, согласно исламу, запрещено давать в долг с целью извлечения из него выгоды. Также запрещено обменивать некоторые определённые виды товаров с разницей или не из рук в руки (то есть когда сделка взаимообмена имуществом не закрывается на месте).

К примеру, запрещено давать в долг определённую сумму с условием её возврата с надбавкой. «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими. Но если вы не сделаете этого, то знайте, что Аллах и Его Посланник объявляют вам войну. А если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (сура «Корова», аяты 278, 279).

В связи с этим многие мусульмане задаются вопросом о том, можно ли продавать товар в рассрочку (когда плата за товар производится в течение определённого времени), поскольку видят в этом схожесть с риба. Ещё больше сомнений вызывает вопрос о дозволенности увеличивать цену в случае продажи товара в рассрочку. Оба эти договора являются дозволенными, по мнению подавляющего большинства исламских правоведов.

 

Актуальность данной сделки

 

Суть такого договора состоит в том, что покупатель получает товар от продавца сразу на месте сделки, а продавец передаёт покупателю плату или её часть в течение определённого времени на обговорённых условиях. Данная сделка является предельно распространённой в наше время. В рассрочку сегодня продаются квартиры, автомобили, техника, электроника и т. д. Одной из причин сильного распространения данной сделки стали современные банки (в том числе финансовые учреждения, строящие свою деятельность на основе норм шариата), которые покупают товары и продают их в рассрочку с надбавкой.

 

Положение (хукм) купли-продажи в рассрочку

 

На дозволенность данной сделки указывает Сунна. От Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) купил еду у иудея в долг и оставил у него в качестве залога за плату свою кольчугу (Аль-Бухари, Муслим).

Данный хадис указывает на дозволенность покупать товар в долг. Купля-продажа в рассрочку является частным случаем данного положения, поскольку представляет собой покупку в долг, выплата которого распределяется по периодам времени, определённым сторонами при заключении договора.

 

Положение увеличения цены при продаже товара в рассрочку

 

По мнению подавляющего большинства учёных-правоведов, дозволено увеличивать цену при продаже товара в рассрочку, поскольку такая сделка подпадает под общее определение договора купли-продажи, и в шариате нет оснований для её запрета. Аллах говорит в Коране (смысл): «Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» (сура «Корова», аят 275); «О те, которые уверовали! Не пожирайте своего имущества между собой незаконно, а только путём торговли по обоюдному вашему согласию» (сура «Женщины», аят 29).

От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, её жители покупали финики в виде долга сроком на два или три года. Он сказал: «Кто покупает что-либо (в виде долга), давая аванс, пусть определит объём, вес и срок поставки (товара)».

Данная сделка (которая называется «салям») дозволена по единогласному мнению учёных, и она схожа с куплей-продажей в рассрочку. Учёные указали, что мудростью законности таких сделок в шариате является облегчение для покупателя и продавца, что может быть выражено в денежном эквиваленте в виде части платы (см. «Аль-Мугни», 6/385). 

Однако при увеличении цены по причине продажи товара в рассрочку является обязательным, чтобы во время заключения сделки цена была чётко обозначена и зафиксирована. Если стороны разойдутся после того, как заключат сделку, и при этом у покупателя останется право выбора между различными вариантами цены и оплаты, то такая сделка будет запрещённой и недействительной. Само же увеличение цены – в случае оплаты товара в течение оговорённого срока вместо оплаты на месте – является дозволенным.

Слова учёных четырёх мазхабов об увеличении цены товара при его продаже в рассрочку.

Ханафиты: «Цена товара может увеличиваться по причине отсрочки оплаты» («Бадаи’у с-санаи’», 5/187).

Маликиты: «Отсрочка оценивается частью платы» («Бидаяту ль-муджтахид», 2/108).

Шафииты: «Пять (денежных единиц) наличными может равняться шести отсроченным» («Аль-Ваджиз», Аль-Газали, 1/85).

Ханбалиты: «Отсрочка оплаты предполагает определённое увеличение цены» («Аль-Фатава», Ибн Таймийя, 29/499).

 

Постановление Международной академии исламского права в Джидде

 

Увеличение цены при продаже товара в рассрочку является дозволенным согласно постановлению Международной академии исламского права в Джидде (Маджмау ль-фикх). В тексте постановления говорится (приводится не полностью):

«Дозволено увеличение цены при продаже в рассрочку, так же как дозволено упоминать цену в случае продажи товара с полной оплатой на месте и цену в случае продажи товара в рассрочку с установлением определённого срока. Однако сделка не будет действительной, если стороны не остановились на одном из вариантов: оплате на месте или рассрочке. Если стороны заключат сделку, не определившись с тем, каким образом будет производиться плата – на месте или в рассрочку – то есть у них нет взаимной договорённости о конкретной определённой цене, то такая сделка будет недозволенной шариатом…

Если покупатель, который в данном случае является должником, опоздает с уплатой цены согласно обговорённому графику, не дозволено налагать на него штраф в виде надбавки ни по заранее обговорённому условию, ни без него. Поскольку в таком случае это будет квалифицироваться как риба.

Покупателю-должнику запрещается затягивать с выплатами согласно графику, но вместе с этим шариат не дозволяет обуславливать какое-либо дополнительное возмещение взамен затягивания выплаты.

Дозволено шариатом для продающего товар в рассрочку поставить условие об отмене обговорённого срока выплаты цены согласно графику, если покупатель опоздает с определённой выплатой, с согласия покупателя на это условие во время заключения акта.

Продавец не имеет права оставить за собой право собственности на проданный товар после заключения акта, однако он может поставить условие, чтобы покупатель заложил этот товар в качестве залога за свою цену – за погашение обговорённых выплат» (текст постановления был приведён с сокращениями).

 

Заключение

 

Продавать товар в рассрочку разрешено, и учёные указали на наличие единогласного мнения исламских правоведов по данному вопросу. Также дозволено и увеличивать цену на товар по причине его продажи в рассрочку, как это прямо упомянули учёные четырёх мазхабов. Однако стороны, заключая договор, должны остановиться на конкретной цене, а также сроке и порядке оплаты. Цена должна быть зафиксирована договором, а штрафы за просрочку оплаты будут относиться к риба.

Шейха Ибн Усаймина спросили: «Каково постановление религии относительно купли-продажи в рассрочку, если известно, что при продаже товара в рассрочку цена на него бывает выше, чем при получении платы на месте сразу?»

 Шейх ответил: «В этом нет никаких проблем. Согласно единогласному мнению учёных, если человек, нуждаясь в каком-либо товаре, покупает его в долг, независимо от того, будет ли он выплачивать через определённое время всю сумму сразу или будет выплачивать её по частям, в этом нет проблем. (Поскольку влезать в долги без необходимости не является похвальным – «ЧК».) На единогласное мнение относительно дозволенности этого указал не один учёный. И является известным, что при продаже товара в рассрочку, как правило, цена на него увеличивается. Потому что продавец не будет продавать свой товар в долг по той же цене, по которой он продаёт этот товар при наличной оплате на месте. Дозволенность данной сделки относится к проявлениям красоты шариата, поскольку продавец получает из неё пользу посредством увеличения цены товара, а покупатель – посредством возможности отсрочки оплаты». ]§[

Номер газеты