О дозволенности договора пожизненной ренты

Вопрос: Дозволен ли договор пожизненной ренты – соглашение, в соответствии с которым получатель ренты передаёт принадлежащее ему имущество в собственность плательщика ренты, а тот, в свою очередь, обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренты определённую денежную сумму, при этом срок обязательства по выплате этой суммы определяется сроком жизни получателя ренты или указанного им третьего лица?

(Спрашивает Гасан Чанхиев.)

 

Шариат запрещает сделки, построенные на избыточной неопределённости. Хадис об этом передаёт Муслим и другие. В первую очередь это касается обязательных составляющих договора, к которым, безусловно, относится размер платы за товар в договоре купли-продажи.

...Если в вопросе всё написано правильно и имущество именно переходит в «собственность» плательщика ренты, то речь идёт о договоре купли-продажи с неизвестной ценой. Причём она не просто не названа, а именно установлена в неопределённой форме: цена по договору зависит от срока жизни получателя ренты, который может прожить 1 месяц, а может – 50 лет.

Такой договор (с позиций шариата) недействителен: «Ар-Ровду ль-мурби», том 2, стр. 210; «Аль-Мухтасар фи ль-муамалят», стр. 13; «Ад-Даляилю ва ль-ишарат», том 2, стр. 202.

Приближённый альтернативный вариант, приемлемый с точки зрения шариата, может выглядеть так: владелец квартиры завещает её получателю и даёт ему же в аренду на длительный срок отдельным договором. Таким образом, получатель квартиры будет платить арендную плату её владельцу согласно договору аренды, а после смерти последнего она уже согласно завещанию перейдёт в собственность получателя.

При этом следует обратить внимание на два момента:

1) размер завещаемого имущества ограничен одной третью от всего имущества завещателя;

2) завещание не является для завещателя обязательным к исполнению и он вправе передумать.

Для решения первой проблемы владелец квартиры может при жизни подарить её долю получателю. К примеру, если он подарит получателю 70% квартиры и сдаст ему в аренду оставшуюся долю, то завещать придётся уже лишь 30%. Аллах знает обо всём лучше.

P. S. Наверное, у многих возникает вопрос о том, как относиться к подобным «альтернативным вариантам», не будут ли они считаться запрещённым обходом шариатских положений. Этот вопрос заслуживает отдельной публикации. ]§[

 

Номер газеты